NGS
Погода

Сейчас+9°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+9°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +6

2 м/c,

с-з.

747мм 55%
Подробнее
1 Пробки
USD 88,69
EUR 96,30
Реклама
Город От саксофона до бомжа

От саксофона до бомжа

Виртуозы Новосибирска проиграли конкуренцию музыке из динамиков

Проректор театрального института Василий Кузин считает, что новосибирская культура развивается в рамках всеобщей продажности, лживости и некомпетентности

Темой очередной дискуссии из цикла «Умные среды» в джаз-клубе «Труба» должно было стать будущее новосибирской культуры, но разговор сразу приобрел более конкретные очертания. Их сформировали известный в городе пианист-импровизатор Роман Столяр и музыковед, проректор театрального института Василий Кузин. Говорили, естественно, о музыкантах. Нужны ли они публике, которая не отличит Гайдна от Шопена? Зачем в консерватории до сих пор готовят композиторов, если настоящая музыка закончилась на Шостаковиче? Прилично ли виртуозу зарабатывать деньги своим искусством? Корреспондент НГС.НОВОСТИ расслышала нотки осуждения в полуторачасовой дискуссии о музыке.

Справка: Роман Столяр — композитор, пианист-импровизатор, родился в 1967 году в Новосибирске. Окончил эстрадное отделение Новосибирского музыкального колледжа и Новосибирскую государственную консерваторию им. М.И. Глинки. Написал два мюзикла и музыку к спектаклям новосибирских театров.

Василий Кузин — кандидат философских наук, музыковед, проректор Новосибирского театрального института, родился в 1962 году в Красноярском крае. Окончил Абаканское музыкальное училище и Новосибирскую консерваторию им. М.И. Глинки. Автор научных работ по философии, культурологи и социологии, а также статей о проблемах музыкальной жизни.

Первым слово взял проректор НГТИ Василий Кузин. Льстить новосибирской музыкальной культуре он не стал, заявив, что она адекватна времени — «развивается и деградирует в рамках тотальной продажности всего».

Пианист и композитор Роман Столяр предлагает срочно реформировать систему музыкального образования

«Развитие культуры совершается в рамках тотальной некомпетентности, в том числе слушательской», — поделился проректор, приведя в пример зарисовку из жизни российского пианиста Святослава Рихтера. Устав после тяжелого перелета через Атлантику (речь шла о его первых гастролях в США), перед собравшимися в зале маститыми критиками Рихтер играл из рук вон плохо. Наутро газеты вышли с заголовками, возвещающими, что Рихтер — гений и восьмое чудо света. «Вопрос в связи с этим стоит остро: надо ли музыканту стараться? Ведь большинство его находок никто не может оценить», — развел руками Василий Кузин, предложив воображаемому мастеру простую стратегию — продавать свое искусство как можно дороже.

Далее в дискуссию вступил Роман Столяр. Приведя пример развенчания лейбла (концерт саксофониста Давида Голощекина в Новосибирске — музыкант играл плохо и публика ему не хлопала), он предложил экстремальную альтернативу продажности музыканта. Вот американский саксофонист Чарльз Гейл не хотел играть музыку для развлечения невежд, поэтому двадцать лет сознательно бомжевал. «Я это для творческого человека воспринимаю как норму, такая позиция заслуживает уважения», — высказался пианист Столяр.

Надо отметить, что тема «сознательного бомжевания», так или иначе, всплывала в разговоре еще несколько раз. Заинтересованный посетитель «Трубы» рассказал историю о друге-композиторе, который спустя год после окончания консерватории жил на теплотрассе и клеил аквариумы на продажу.

«А ведь этот человек говорил: могу за неделю оперу накатать!» — в голосе слушателя чувствовалось нескрываемое уважение. Роман Столяр с пониманием покачал головой, а музыковед Василий Кузин немедленно сообщил, что опера — жанр, которому давно пора в музей. Впрочем, как и всей системе консерваторского образования, построенного на учебных планах 50-х годов, в которых значится, что после Шостаковича в музыке не случилось ничего достойного внимания. «Конкурс в музыкальный колледж падает из года в год. На музыковедение поступает 1 человек, конкурс на эстрадное — 2 человека на место, и это очень много», — развил тему Роман Столяр.

По его мнению, одна из причин низкой популярности музыкального образования — обесценивание живого звука. Со всех сторон льется из динамиков музыка сомнительного качества.

«Ухо человека «замыливается», он не в состоянии воспринимать ее иначе как фон или помощь для работы желудочно-кишечного тракта», — отметил композитор Столяр, предположив, что слух его рядового современника слишком груб, чтобы воспринимать Моцарта. Но не это убивает творчество.

Участники дискуссии сошлись во мнении, что главная беда музыкального образования — товарно-денежные отношения. «Даже если сумасшедшая девочка мечтает стать кларнетисткой, мама говорит: забудь. Профессия не дает заработать, а моральные затраты нужны огромные», — вздохнул Василий Кузин. Роман Столяр не стал жалеть несостоявшихся кларнетистов. Он предложил обратить внимание на проблему композиторов, которым после выпуска из консерватории почти неминуемо грозит упомянутая выше теплотрасса, ведь работы по специальности на всех не хватает. Спасти творческих людей от тяжелой доли может государственная поддержка. В пример была приведена благополучная Скандинавия, в частности в Дании и Норвегии всем художникам положена стипендия. Проректор НГТИ Кузин отметил, что в Скандинавии вообще с поддержкой все в порядке — государственные деньги положены не только композиторам, но и алкоголикам.

Точку в дискуссии поставил Василий Кузин: «Человек и сейчас по-настоящему может вкладываться в искусство, только если он верит в бога. Потому что только тогда у него есть ответ на вопрос «зачем?», ведь широкая публика все равно не оценит его стараний. А с другой стороны — зачем тебе награда на земле? И не надо».

Дарья Староверова

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления