Не исключено, что вы удивились, встретив 23-24 августа в окрестностях площади Калинина молодых людей в странных костюмах или просто очень оживленных юношей и девушек, громко рассуждающих о каких-то необычных вещах. Поклонники современной японской культуры — мультфильмов, манга (комиксов) и видеоигр — собрались в ДК «Прогресс», чтобы на целых два дня погрузиться в атмосферу общения со своими товарищами по увлечениям. Фестиваль Siberia Otaku Saiten (или просто S.O.S.) объединяет любителей современной японской культуры (их называют японским словом «отаку») со всей Сибири и проводится уже в четвертый раз.
Все началось в 2005 году как раз в Новосибирске. Потом фестиваль проходил в Барнауле и Томске, а сейчас вновь вернулся на «историческую родину». За три года увеличилась не только продолжительность S.O.S. (целых два дня) — больше стало и гостей, и участников фестиваля. Сейчас S.O.S. — одно из крупнейших мероприятий такого рода в нашей стране. География участников — от Абакана и Иркутска до Омска и Екатеринбурга.
Первое, что бросилось в глаза не только корреспонденту НГС.НОВОСТИ, но и явно всем случайным прохожим, — это люди в костюмах, или «косплееры». Так называют умельцев, которые шьют и мастерят костюмы понравившихся им героев аниме, манги и видеоигр, а также костюмы любимых j-rock-музыкантов (j-rock — Japanese rock, японская рок-культура, где внешний вид исполнителя играет столь же важную роль, как и собственно музыка).
Справка: Cosplay (производное от английских слов costume — костюм и play — игра) — увлечение, захватившее не только Японию и страны Азии, но и Европу и обе Америки. Косплееры разыгрывают мини-представления или просто демонстрируют свои костюмы, среди которых встречаются весьма сложные, красивые и интересные. Во всем мире увлечение давно шагнуло за пределы японской анимации — косплеят персонажей голливудских (и не только) фильмов, комиксов, героев любимых книг.
Наверно, это связано с тем, что костюмы приходится шить и собирать своими руками, а на такие жертвы девушки идут с большей охотой, чем юноши. Последние, впрочем, тоже не отказываются примерить на себя образ анимешного персонажа. В косплей, как говорится, играют настоящие мужчины!
Ребятам, которые представились как Мана и Гакт, на вид можно дать лет по 18–20: «Мы постоянно косплеимся, жизнь у нас такая — мотаться по городам Сибири, показывать себя и свое творчество. Огромный плюс, если скажут, что мы похожи на ту j-rock группу, которую мы косплеим. Для этого все досконально подбирается — кружавчики, ткань, пуговки. Это все шьется, чтобы было похоже на оригинал. Если честно, у нас уже целый шкаф костюмов». Впрочем, групповыми сценками и дефиле программа Siberia Otaku Saiten не ограничилась: были караоке и конкурс пара-пара (разновидность командных клубных танцев), чемпионат по консольным играм, мастер-класс по чайной церемонии и многое другое.
Татьяна Колосова, один из организаторов S.O.S: «Зал на 800 мест был переполнен, зрители соглашались даже стоять, лишь бы присутствовать на фестивале».
Тем не менее арт-директор «Рок-Сити» Константин Кошкин сказал корреспонденту НГС.НОВОСТИ, что в его клубе пока не планируют проводить вечеринки для анимешников: в отличие от тех же готов эта субкультура менее популярна и, как следствие, не столь интересна для широкого круга посетителей.
Ирина Пурик, замдиректора муниципального культурного центра «Сибирь-Хоккайдо», говорит, что японцы порой сами удивляются такому буму, такому интересу к аниме-культуре:
«Аниме как часть современной японской культуры — это неплохо, но было бы лучше, если бы через аниме ребята приобщались к чему-то более высокохудожественному». К аниме как к явлению в культуре относится положительно и без оговорок Дмитрий Высотский, продюсер компании «Хорошие Игры»: «Именно аниме породило такую популярную серию, как Final Fantasy и MMORPG LineAge. Вообще, в аниме проглядывает романтизм особого рода, где-то на грани между сказкой и реальностью, тот, которого людям не хватает в повседневной жизни. Ну и художники, фанаты аниме, работая в индустрии игр, уделяют большое внимание деталям в работе с персонажами, костюмами, антуражем, что благотворно сказывается на качестве этих игр. Аниме в умеренных дозах не вызывает привыкания!».
Екатерина Берг
Фото Константина Ананича