ясная погода, без осадков

ю-в.

Город Изумрудная комета

Изумрудная комета

Самую яркую за 10 лет комету новосибирцы смогут увидеть с помощью обычного бинокля

В этом году произошло событие, взволновавшее астрономов-любителей во всем мире – на небе появилась комета, самая яркая за последние 10 лет. Обнаружили комету еще 20 июня, однако 24 октября произошла вспышка, и яркость кометы повысилась настолько, что у людей появилась возможность увидеть ее невооруженным глазом. Любитель-астроном и заместитель директора Новосибирского приборостроительного завода Сергей Масликов сообщил НГС.НОВОСТИ о том, что в ближайшую неделю с 8 часов вечера до полуночи в созвездии Геркулеса комету может увидеть любой человек, вооружившийся обычным театральным биноклем, а при хорошем небе – даже без бинокля.

Комету назвали SWAN, т.е. Лебедь, однако на птицу она не похожа – просто обнаружена она была американцем Робертом Мэтсоном и австралийцем Майклом Матиаццо на изображениях, полученных с помощью камеры SWAN (Solar Wind ANisotropies). Камера была установлена на борту следящего за Солнцем космического аппарата SOHO, который составляет серьезную конкуренцию любителям астрономии, занимающимися поиском новых комет. Число комет, открытых с помощью SOHO, в этом году перевалило за тысячу.

«До самых ярких комет 90-х годов, носящих имена астрономов Хейла-Боппа и Хиакутаке, комете SWAN далеко, – рассказывает Сергей Масликов. – Но событие это все равно очень значимое: SWAN – первая относительно доступная для наблюдений комета в текущем тысячелетии».

созвездие Геркулеса

Летом наблюдатели сообщали о том, что SWAN имеет протяженный хвост и отличается удивительным изумрудным цветом, обусловленным присутствием в составе кометы ядовитого газа циана, а также молекул углерода. По словам Сергея Масликова, на настоящий момент хвост виден не столь отчетливо, да и цвет ее нельзя определить на глаз. В бинокль наблюдатель увидит светящийся шар с ярким ядром (считается, что ядро кометы состоит из смеси тугоплавких каменистых частиц и замороженных газов), в виде небольшой яркой точки. На различных снимках SWAN имеет зеленоватый и голубоватый оттенки.

4db48b43189fd1f9a7fcfd9927780ec104f93770_220.jpg\"

Лучше всего наблюдать комету за городом – где небо более темное. Комета будет видна по вечерам на северо-западе в течение не очень долгого времени – неделю или две. Время лучше выбирать вечернее – с 20:00 до 00:00. После полуночи Геркулес вместе с кометой уйдут за горизонт.

Комету можно увидеть с помощью обычного театрального бинокля, однако чтобы зрелище было более впечатляющим лучше пользоваться шести-, восьми- или десятикратными биноклями (ценовой диапазон – от 1000 до 4000 рублей). С любительскими телескопами проблем тоже нет, самый дешевый телескоп Новосибирского приборостроительного завода можно купить за 4 тыс. рублей. В среднем, телескопы для начинающих стоят 4–7 тысяч рублей. Основная характеристика телескопа – это диаметр объектива: 65 мм у телескопа за 4 тыс. рублей, 75 мм у телескопа за 7 тыс. рублей. Увеличение в них сменное, в комплекте предоставляются окуляры от 50 до 150 крат. Разные окуляры, соответственно, используются в зависимости от того, какой объект наблюдается: например, для туманности можно сделать увеличение поменьше, чтобы в поле зрения попало больше пространства. Для наблюдения планет, чтобы увидеть максимальное количество деталей, можно использовать и 150-кратное увеличение.

Конкуренцию телескопам Новосибирского приборостроительного завода составляют телескопы китайского производства, которые сейчас широко представлены в магазинах города. Среди них также встречаются качественные образцы, однако в отличие от новосибирских телескопов, китайцы больше делают деталей из пластика, соответственно и прочность их продукции несколько ниже.

Владимир Иткин, специально для НГС.НОВОСТИ