«Новосибирская шинная компания» уже две недели «обкатывает» установленную на своих площадях французскую линию Chirault по восстановлению импортных шин для грузовых автомобилей. Технология «реставрации» не нова, однако подобное производство в Новосибирске – первое за Уралом. Правда, почти одновременно открылся еще завод во Владивостоке.
Реставрацией шин для большегрузных автомобилей сейчас занимаются многие. Такой «заводик» есть и в Ташкенте, и в Белоруссии. Причем у «братьев-славян» фирма смогла конкурировать с польскими «реставраторами» только после того, как вошла в Особую экономическую зону «Брест» и увеличила объем производства за полтора года в 10 раз. Новосибирцы два года только вынашивали свой проект и не стали дожидаться ни результатов конкурса по ОЭЗ, хотя производство расположено недалеко – на ул. Русская, ни льгот, которые обещает Госдума на ввоз импортного оборудования с весны следующего года.
До 70 % массы шины – это металлический каркас. Ресурс пробега импортного каркаса – не менее 500 тыс. км. Сам протектор в Европе изнашивается, в зависимости от условий эксплуатации, на 100-200 тыс. км. Технология наложения нового протектора была придумана на Западе еще в 40-е годы. Европейские шины восстанавливают до трех раз, и подобные технологии со своими особенностями есть и у Good Year, и у Bridgestone, и у Michelin. Советские цеха (Омский шинный восстанавливал до 500 покрышек в день) не пережили Перестройку, и на рынке образовалась брешь, которая позволила привозить восстановленные шины из Европы: 50 % цены и 90 % ресурса нового колеса.
По словам директора ООО «Новосибирская шинная компания» Валерия Серова, в Новосибирске сейчас продается много реставрированных автошин: «В Германии они себе оставляют шины первого восстановления. После 150-300 тыс. км (первое и второе восстановление) каркас, конечно, стареет. Отсюда очень небольшая цена и соответствующее качество». Лидером в России является питерский завод «Хорошие колеса», который сейчас выпускает до 1,5 тыс. автошин в месяц.
«Новосибирская шинная компания» является дилером «Хороших колес», однако все же решила запустить свою линию, остановившись на оборудовании французской фирмы Chirault и выбрав в качестве поставщика протекторной ленты итальянскую компанию ITG. На полную мощность – 450 колес в месяц при работе в одну смену (2 рабочих) – новосибирские шинники планируют выйти к концу января.
Свое направление господин Серов рассматривает и как производство, и как услугу: «Если человек приезжает со своим колесом, то он сэкономит от 50 %, в зависимости от того, насколько изношен каркас. Если захочет купить восстановленное, то от 30 %». Потребность Новосибирска в восстановленной резине Валерий Вячеславович оценивает в 250 колес в месяц. Максимальная стоимость восстановления одного колеса – 5,5 тыс. рублей (на маленький грузовик около 3-4 тысяч рублей). Стоимость нового импортного колеса для грузовика составляет от 10 до 12 тыс. рублей.
В перспективе эту технологию можно использовать и для восстановления шин для новосибирских автобусов и троллейбусов, но только в двух случаях: либо их «переобуют» в импортную резину, либо наши отечественные производители резко повысят качество продукции. Первое случится скорее, поскольку цены на отечественные покрышки все больше приближаются к ценам на импортные. Президент «Объединения перевозчиков Сибири» Вячеслав Трунаев говорит, что в их парке (300 магистральных тягачей) отечественных автомобилей почти нет: «Мы пытаемся конкурировать с перевозчиками из других регионов, где ставка транспортного налога ниже в разы, снижая себестоимость своих перевозок».
Технология позволяет работать и с «азиатскими» шинами. А корейских и японских автобусов и грузовиков в Новосибирске с каждым днем все больше.
Что касается легковых автомобилей, то такая линия, по мнению Валерия Серова, на «малой» резине нерентабельна. Трудозатраты почти те же, а стоимость одного легкового колеса гораздо ниже: «Мы торгуем немецкой восстановленной легковой резиной. Но человек скорее согласится купить на легковой автомобиль новую шину совместного производства, чем восстановленную. Народ стал зарабатывать больше».
Константин Пономарев, специально для НГС.НОВОСТИ