Концерты Михаила Задорнова в Новосибирске прошли с аншлагом – как все-таки любит наш мудрый народ посмеяться над собой! Зритель прощает Задорнову любые издевательства. Он называет нас аномально гениальными и патологически умными, толстолобиками и людьми со сбившейся программой. Но нам не обидно, потому что Ему можно – профессия обязывает. Кстати, о профессии. На концерте в Академгородке Михаил Николаевич по секрету сообщил, что очень хотел поступить в МФТИ, чтобы его распределили в Новосибирский Академгородок. Но жизнь не удалась – не хватило баллов, чуть не сказал "денег". С тех пор он пишет книжки и колесит по свету – от Сахалина до Украины, на которую его уже не пускают – обиделись. Ну и Михаил Николаевич не подкачал с ответом:
— Вот посмотрите, все страны употребляются с предлогом "в" – в Россию, в Болгарию, в Польшу... И только Украина – с "НА"! Попросили меня недавно, чтобы слово "Путин" больше не звучало со сцены. Я очень удивился: "А что, оно разве нецензурное"? И они ушли. А я вдогонку продолжал им кричать: "А я буду, буду говорить слово "Путин"! Потому что это хорошее слово!" Знаете ли Вы, что партия "Единая Россия" выпустила DVD "Сборник речей Путина для караоке"?
— И как только Вас, Михаил Николевич, до сих пор не...
Михаил Задорнов — Должен же кто-то развенчивать наших политиков. Если я выступаю на эстраде, нужно использовать эту возможность не для раскрутки продуктов – "Хлеб всему голова, мука всему перхоть" – а для раскрутки идей в обществе. То, что я говорю, думает большинство. Наверное, меня оберегает это зрительское согласие.
— Как Вы оцениваете передачу "Аншлаг"? Зрители, кажется, уже остыли к ней...
Михаил Задорнов — Я считаю, что Регина сделала прекрасную передачу. Зрителей просто перекормили "Аншлагом" – передача имела столь высокую популярность, что туда с удовольствием шла реклама и, как следствие, частота показа увеличилась до безобразия. Недавно прилетел в родную страну, таможенник меня увидел и говорит: "Вы тут?" У людей скоро аллергия будет на этот "Аншлаг". А кто виноват? Неужели трудно переключить на другой канал. Книги ведь могут благородно стоять на полках, а не раскрываться перед вами на одной и той же странице. Почему же люди доверяют свою жизнь телевизору, игнорируя величайшее изобретение человечества – выключатель?
— Вы с советских времен воспринимаетесь зрителем как "тонкий юмор", однако на концерте добрая половина шуток казалась изрядно мясистой.
Михаил Задорнов — В силу некой эстрадной развращенности, я не могу выступать без ответной реакции. Есть, например, и совсем несмешные тексты – программа "Египетские ночи" – которые пришлось очень сильно адаптировать, чтобы придать им брендовой привлекательности для зала из многих тысяч людей. Ведь никогда с эстрады не звучали слова "Моисей", "заповеди", "Господь". Эстрадные слова – это "колбаса", "теща", "такси". Поэтому мои концерты – многослойный пирог, в котором есть и колбаса, и Моисей. А кому что окажется ближе – тот возьмет своё. Я режиссирую выступления так, чтобы одни получили порцию смеха, ушли домой и забыли, другие получили и ушли под впечатлением, а некоторые люди – ученые, вообще не смеялись. А придут домой – и вовсе, может, взгрустнется им. Это самое правильное. Какого юмора на концерте будет больше, зависит и от публики. В ДКЖ, например, я не стану читать кое-что из того, на что получил такую прекрасную реакцию вчера в Академгородке. Потому что 80% зрителей придет на меня как на эстрадную попсу. Я не подстраиваюсь под них, но читать им проповеди тоже не собираюсь. Нужно адаптировать информацию, а не выставлять на показ свою просветленность и гордыню. Иначе воспитания не получается.
— А разве проповеди читать это вообще хорошо? На это ведь право надо иметь.
Михаил Задорнов — Чем старше человек, тем он лучше воспринимает дидактичность в текстах, потому что он дорос до состояния, когда у него не только появилось своё мнение, но и стало интересно чужое. Конечно, молодежь не любит, когда её учат. Умный человек не станет осуждать за назидательность – он готов принять точку зрения другого мыслящего человека. Если в тексте нет четкого стержня, системы ценностей, он и сам теряет ценность. Я очень люблю, как пишет Пелевин, у него необыкновенный писательский дар. Но читать его до конца не нужно – его книги ни о чем, они бездуховны. Чем ближе к концу, тем больше становится стыдно за него и за себя, что эту гадость читаешь и тем сильнее ощущение, что он просто нанюхался мухоморов и довел своё произведение до абсурда. А Толстого ругают за дидактичность одни подростки. А кому же говорить то, что проясняет, а не замутняет сознание? Сейчас благодатная эпоха Водолея. Нужно выдержать еще 30 лет, и станет все хорошо – Россия оживится. Она ведь стремится к духовности – книга "Анастасия" разошлась тиражом 12 млн. Там, конечно, написан полный бред – как топ-модель живет в тайге и питается кедровыми орешками вместе с медведем. Но там есть стремление к духовности! Коэльо я не читаю – неинтересно, но он тоже нужен. А вот всеми любимый Остап Бендер – абсолютно бесовское произведение. Оно испортило всех мужиков России. Они стали романтизировать из себя жуликов и подонков. Ильф и Петров, не предполагая, подложили свинью целой стране и на многие века. Если бы не этот светлый образ типичного уголовника, у нас бы не звучал на каждом углу так называемый "русский шансон". Я был в Рио-де-Жанейро. Там в белых штанах ходят только русские!
Мария Петрова, специально для RELAX\'a
Фото автора