Городской житель, как правило, весьма приблизительно представляет, как выглядит изначально еда, которую он со вкусом употребляет на завтрак, обед и ужин. Особенно большой разрыв существует между мясными блюдами и животными, из которых эти блюда приготовлены.
Недавно в группе журнала «Афиша Еда» был опубликован рецепт «Козленок в молоке». Рецепты такие появляются там регулярно, поскольку весь журнал, как можно понять из названия, посвящен продуктам питания и рецептам блюд. Обычно обсуждения там касаются аспектов обработки, наполнены личными впечатлениям и просто замечаниями в духе «ах, вкуснятина». Но не на этот раз.
Увидев на фото козленка не частями, а целиком, да еще со связанными ногами, читатели (не все, но таких было много) возмущенно затопали ногами и начали этого козлика жалеть. Конечно, тон в этих возмущениях задавали вегетарианцы, но нашлось немало и таких, кому просто было «жалко козлика».
Атаки противников поедания животного белка — обычное дело на любых кулинарных сайтах. Люди, которые решили никого не есть, зачем-то все равно заходят на странички, где их наверняка ждут фотографии мяса, и начинают укорять окружающих и в жестокости, и в нанесении вреда собственному здоровью, и даже в экологической близорукости. «Мясоеды» отвечают им примерно в том же духе, и, пошумев, дискутирующие расходятся каждый в свою жизнь.
Ограничение в еде — материя тонкая. Мусульмане не едят свинину, иудеи (которые тоже не едят свинину) отрицают не имеющих чешуи жителей моря, индусы не трогают коров. Добавьте к этому временные посты, сложносочиненные диеты и просто вкусовые особенности. В общем, что бы вы ни взяли из еды, обязательно найдется кто-то, кто не может это употреблять в пищу. И было бы крайне неразумно по этому поводу устраивать какие-то споры: не хочешь — не ешь.
Куда смешнее выглядят оскорбленные в лучших чувствах нежные натуры, которые вдруг осознают, что мясо, которое они, скорее всего, регулярно употребляют в пищу, не появилось из ниоткуда и не выросло в поле, а было частью какого-то животного. С большими такими, понимающими глазами. Ничего удивительного в этом нет. Городские жители привыкли видеть еду в худшем случае в виде аккуратных тушек птицы — без головы, перьев и внутренностей, вымытых от крови и упакованных в пленку. А курочки — это такие милые существа, смешно бегающие по двору в фильмах про деревню. Поэтому, кстати, даже тех, кто с удовольствием трескает котлеты и колбасу, передергивает от вида свиных голов в мясных рядах на рынке. Им кажется, что свинья смотрит на них с укором.
Человек ел других живых существ всегда. Охота, разведение, принесение в жертву самой разной живности пронизывают историю любой цивилизации. Теории о физиологической неприспособленности нашего желудочного тракта (и даже зубов) к мясной пище выглядят на этом фоне смехотворно. Разумеется, кроме животной пищи мы едим пищу растительную, что существенно повышает наши шансы на выживание. Разумеется, в разных регионах у людей были неодинаковые возможности выращивать злаки, овощи и фрукты, что сформировало весьма широкий спектр гастрономических традиций и предпочтений. Теперь же все это обилие традиций еще и смешалось в гремучий коктейль, когда бок о бок (а не за тысячи километров) живут и едят те, кто не мыслит стола без мяса, и те, у кого даже мысль о говядине вызывает душевную боль. Придется с этим мириться, оставляя ближнему право ставить на свой стол то, что ему велит душа и желудок.
Кстати, козленок в молоке — прямой вызов кашруту (свод правил о питании правоверных иудеев). Ибо сказано: «Не вари козленка в молоке матери его». Кстати, говорят, что получается довольно вкусно.
Фото eda.ru