NGS
Погода

Сейчас+7°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+7°

пасмурно, без осадков

ощущается как +4

2 м/c,

с-в.

746мм 62%
Подробнее
4 Пробки
USD 91,69
EUR 98,56
Реклама
Развлечения Сдались на опыты: видели ночь

Сдались на опыты: видели ночь

В бомбоубежище в центре города появилась необычная подземная экскурсия — посетители лишаются чувства, передвигаются на ощупь и избавляются от страхов и предрассудков

Прожить час без зрения в незнакомом мире, расширив свои представления и о себе, и о других людях предлагает аттракцион со смыслом под названием TEMNOTA, открывшийся в центре в апреле. Площадка невизуального восприятия «Темнота» расположилась там, куда любопытную публику тянет без всяких дополнительных аттракционов: за герметичной железной дверью в бомбоубежище под длинной пятиэтажной «сталинкой» на пересечении ул. Державина и Красного проспекта — нужно войти во двор и найти подъезд с табличкой «TEMNOTA». Привлеченная обещанием «путешествия за границы стандартного восприятия мира», корреспондент НГС.АФИША так и поступила.

Площадка невизуального восприятия TEMNOTA работает по адресу ул. Державина, 5 ежедневно с 15:30 до 23:00 по предварительной записи. Сеанс длится 1,5 часа и проводится для групп из 4–6 человек (одиночных посетителей прикрепляют к имеющимся группам). Вход для взрослых — 250 руб. Для детей до 10 лет — бесплатно в будние дни на сеанс в 17:00 (детям до 7 лет не рекомендуется), инвалидам — бесплатно.

Бомбоубежище организаторы «Темноты» получили от мэрии, потому что это не просто развлечение, а социальный проект. Во-первых, к работе над ним привлекаются слабовидящие, во-вторых — у него сильный просветительский аспект. Организатор Оксана Симутенко сразу говорит, что в бомбоубежище, по условиям аренды, ничего не перестраивали. И подчеркивает, что «Темноту» не нужно называть квестом — сама себя она позиционирует как «площадка невизуального восприятия». Или «невидимая выставка». Это оказывается резонно:

Год назад аналогичная площадка невизуального восприятия открылась в Томске. В Москве уже давно существует ресторан «В темноте», где слабовидящие официанты приносят гостям неизвестно что. Новосибирскую площадку за 2 месяца работы посетили, по оценкам организаторов, около 400 человек (при пропускной способности не более 6 человек за 2 часа).

Несмотря на то что «Темнота» не хочет называть себя квестом — и действительно им не является, — приглашение запереться в бомбоубежище и испытать там себя в необычных ощущениях, разумеется, привлекает фанатов квестов. Приходящие сюда компании ожидание чаще всего коротают за обсуждением новинок и хитов этого дела, которое нынче предлагается чуть ли не в каждом дворе: кто перепробовал десять квестов, кто двадцать, где самое эффектное логово маньяка, самые жуткие спецэффекты и самые хитрые загадки.

В начале сеанса посетителям показывают 10-минутный телевизионный документальный фильм про слепоглухого профессора А.В. Суворова. Затем, забрав в камеру хранения телефоны, часы и все, что может светить, завязывают глаза и заводят за черную штору.

Сняв повязку, обнаруживаешь себя в кромешной темноте. Не в той, в которой просыпаешься ночью. И даже не в той, которая бывает в ванной, скажем, когда выключился свет — но его присутствие за дверью все равно угадывается, — а в абсолютно глухой и холодной (тем обычным сырым холодком, который бывает только в подземных помещениях).

Осторожно шагая то сюда, то туда, нащупываешь стены и предметы, угадываешь назначение помещений. Рядом в темноте присутствует проводник, который помогает определиться с направлением, переводит из комнаты в комнату, задает вопросы и дает бытовые задания. Например — «накрыть на стол», после того как определилось на ощупь, что мы находимся вроде как на кухне. Минут десять, кажется, после этого мы шатаемся по темноте, ощупывая стены, с попискиванием натыкаясь друг на друга и с грохотом — на какой-то неведомый скарб, и переговариваясь: так, а где стол?

Впрочем, восприятие времени в темноте отключается. Да и другие чувства поначалу сильно штормит. И слышишь как-то не очень, потому что трудно сосредоточиться. В какой-то момент проводник раздает карамельки и предлагает определить вкус и сохранить фантик, чтобы потом проверить себя. Мне попадается «Дюшес». На фантике потом оказывается написано «Черная смородина». Кажется, из нашей команды вкус карамельки никто не угадал.

Постепенно, впрочем, начинаешь ориентироваться, а также ощущать, где стоит, например, твой напарник по очередному заданию.

«Темнота» — это не комната страха. Организаторы поясняют, что всё продумано так, чтобы никто не ударился и не поранился; а также свидетельствуют, что никто еще не сбежал в страхе. И здесь никоим образом не пытаются напугать.

Наоборот, девушка-проводник постоянно разговаривает со всеми одновременно и с каждым по очереди, обращаясь по имени, весело и насмешливо, так что страх потеряться в темноте или наткнуться на что-то ужасное даже не успевает толком зародиться.

Вероятно, «Темнота» будет полезна тем, кто этой самой темноты (или замкнутых пространств) опасается. От прочих умственных паразитов тут тоже как-то отряхиваешься: за час ни на секунду не задумываешься, например, о том, как выглядишь (сегодня и вообще). Этот эффект потом сохраняется какое-то время, как и особое ощущение своего тела. Это отряхивание от глупостей, пожалуй, главный эффект от «Темноты».

Второй важный аспект — разумеется, привлечение внимания к проблемам слабовидящих. Во-первых, это переживание всего на собственной — встревоженной новыми ощущениями и опасающейся встретить острый угол или пустоту под ногой — шкуре.

С «просто закрыть глаза» этот опыт несопоставим: остроту ему придает именно то, что глаза открыты и вначале к ним постоянно тянутся руки — чтобы их потереть или поправить воображаемые очки.

После выхода из темноты посетителям показывают, как устроены приложения для телефонов и другие приспособления, которыми пользуются слабовидящие, трости, часы, навигаторы, брайлевские выпуклые шрифты. Демонстрируют штуки, которые мы видим каждый день, но не замечаем. Например, написанные по Брайлю названия на коробочках с таблетками. Отвечают на вопросы; рассказывают, как ощущается мир слабовидящим человеком: почему, например, описывая свои впечатления, он все равно пользуется словами «видеть» и «смотреть».

Все это в целом — весьма рекомендуемый опыт. Вообще, любые шаги, направленные на то, чтобы какое бы то ни было большинство училось понимать какое бы то ни было меньшинство, у нас редки, не становятся чаще — и поэтому особенно ценны.

Елена Полякова

Фото depositphotos.com

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления