14 июня под Новосибирском в деревне Большой Оёш прошел третий военно-исторический фестиваль «Сибирский огонь». Около полутысячи реконструкторов съехались на него, чтобы разыгрывать сражения Средневековья и мировых войн — с танками, конницей и взрывами. По оценкам организаторов, это зрелище собрало около 20 тысяч зрителей (и их не остановило то, что ехать от Новосибирска до Большого Оёша на машине — около 40 минут).
Справка: Межрегиогнальный военно-исторический фестиваль «Сибирский огонь» проходит под Новосибирском с 2012 года. Организован Новосибирским отделением Российского военно-исторического общества при поддержке правительства НСО и администрации Колыванского района.
Весь день фестиваль грохотал и трещал пиротехникой, имитировавшей то пальбу стрельцов из пищалей, то подрывы танков. Можно было увидеть, как совсем маленьким детям родители прикрывают ладонями уши. И уши действительно закладывает.
«Сибирский огонь-2014» в цифрах: около 20 тыс. зрителей, около 500 реконструкторов со всей страны, 2 макета танков, 6 лошадей.
Во время боя зрители болеют за наших, разволновавшись, выкрикивают советы: «Прикладом его, прикладом!». После каждого эпизода бросаются на поле: сфотографироваться с реконструкторами, расспросить и потрогать.
Эпохи, показанные на фестивале, — Средневековье, Ренессанс, период покорения Сибири (XVI–XVII века), Отечественная война 1812 года, Первая мировая и Вторая мировая войны. Крупных постановочных боев — каждый примерно по полчаса — показали 5.
Гвоздь программы в этом году — постановка, посвященная Первой мировой (с ее начала исполняется 100 лет). Русский воин на фото одет в форму 41-го сибирского стрелкового полка (сформированного из местных и призванных из европейской части России именно в Ново-Николаевске). Уже в Первую мировую «сибиряки» стали своего рода брендом: немцы и австрийцы боялись их как опасных врагов из сурового края.
Разыгрывался один из эпизодов Брусиловского прорыва. Это была крупная наступательная операция летом 1916 года с применением новой тактики наступления. Прорыв привел к тяжелому поражению для армий Австро-Венгрии и Германии и захвату Буковины и Восточной Галиции российскими войсками. Всего, если учитывать потери с обеих сторон, в ходе операции погибло более 400 тыс. человек.
Эпизод развивается так: вначале артподготовка, потом газовая атака. «Наши» наступают и побеждают. Затем следует перемирие, когда обе стороны помогают своим раненым покинуть поле боя, затем бой продолжается — вскоре уже врукопашную.
На фото — воин третьего гусарского полка армии Наполеона. Лошади участвуют в «Сибирском огне» впервые, причем не только в параде, но и в постановочных боях, где они гарцуют вокруг ощетинившейся пиками пехоты. Держатся кони достойно, не впадая в истерику от выстрелов, — хотя публику и предупреждали, что животные могут понести от испуга.
Субкультура исторических реконструкторов появилась в России в конце 1980-х годов. В Новосибирске движение сложилось в последние десять лет — причем начиналось именно с наполеоновских войн.
Показательные бои — малая часть реконструкторского хобби. Значительная часть — это работа с источниками информации, изготовление точно копирующей оригиналы одежды, поиски снаряжения и предметов быта. Воссоздавая события и материальную культуру прошлого, реконструкторы должны опираться строго на научные источники. Поэтому первично не желание поиграть в «войнушку», а интерес к истории. На фото — воины Томского пехотного полка времен Отечественной войны 1812 года (до 1811 года он назывался Томским мушкетерским полком).
Еще одно показательное выступление на фестивале — взятие острога стрельцами, эпизод эпохи покорения Сибири (XVI–XVII века). Стрельцы были вооружены самым прогрессивным и инновационным по тем временам оружием — пищалями, первыми огнестрелами.
Защитников острога изображают подростки. Но вообще среди реконструкторов преобладают взрослые люди — и популярность увлечения растет.
В этом году на «Сибирском огне» в 1,5 раза больше участников, чем на прошлогоднем (500 вместо 300). И в 2 раза больше зрителей (по оценкам организаторов, в 2013 году их было около 10 тыс., в этом — около 20 тыс.).
Зрители могли сами примерить доспехи и оружие, пострелять из луков и арбалетов, поучиться историческим танцам и средневековым строевым упражнениям. И сфотографироваться в процессе. Это главная страсть публики на фестивале — ради фото с солдатиком люди готовы хоть влезть под удары прикладов и под сапоги бегущей пехоте.
Одно из новых развлечений на фестивале — вербовка в ландскнехты. Полтора десятка парней получили пики и разучили команды на немецком («Цурюк!»). Выглядело это как знаменитая сцена из фильма «Цельнометаллическая оболочка». Строиться и маршировать новобранцы учились весело — но все равно путали право и лево.
Ландскнехты — пехотинцы-наемники (в основном выходцы из бедноты), воевавшие и мародерствовавшие в Германии в XV–XVI века. «Их жизнь настолько коротка и безрадостна, что великолепная одежда — одно из их немногих удовольствий», — так император Максимилиан I даровал им волю одеваться как вздумается. Вздумывалось ландскнехтам обычно носить всевозможные буфы и набивать ватой гульфик — для красоты и смягчения коварных ударов, там же они прятали и кошелек.
Московский фестиваль «Времена и эпохи», на котором корреспонденту НГС.АФИША довелось побывать неделей ранее, отличается бóльшим разнообразием родов войск и стран — там в боях первой мировой (которой он был посвящен целиком) были задействованы даже шотландские воины в килтах. К тому же на московский фестиваль — в отличие от нашего — приезжает много реконструкторов из-за рубежа.
Основное настроение всего действа — детский восторг. Самих реконструкторов — от погружения в любимое дело, публики — от зрелища, которое они воспринимают как кино или нечто вроде футбола, где «наши побеждают!». Кстати, на реконструкторских фестивалях наши действительно побеждают почти всегда.
Елена Полякова
Фото Екатерины Калиневич