NGS
Погода

Сейчас+12°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+12°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как +12

1 м/c,

южн.

749мм 78%
Подробнее
0 Пробки
USD 90,19
EUR 97,90
Реклама
Развлечения «Возмутитель спокойствия»: чужой притаился в ванной

«Возмутитель спокойствия»: чужой притаился в ванной

Фильм голландского сюрреалиста Алекса ван Вармердама о бомже, который проникает в богатый дом и изводит его хозяев

В открытом доступе появился последний фильм голландского абсурдиста и сюрреалиста Алекса ван Вармердама, имеющего немало поклонников в разных странах.

Как это ни удивительно, но именно эта работа Вармердама, отражающая некоторое оскудение и окостенение авторского стиля, попала в конкурс Каннского фестиваля (впервые обратившего внимание на культового режиссера), а затем была выдвинута Нидерландами еще и на иноязычный «Оскар».

Патлатый бродяга Камиль Боргман, изгнанный из лесной землянки вооруженными до зубов «мирными самаритянами», вынужден искать себе новое убежище в частном секторе городского предместья, оккупированном зажиточным средним классом. Попросив разрешения принять душ, он получает отпор от хозяина дизайнерской виллы, но находит обходной путь к сердцу хозяйки. Затем при содействии еще четверых таких же, как сам, латентных психопатов начинает методично терроризировать владельцев дома, отправляя их одного за другим на тот свет. Буржуазия как класс терпит в фильме Вармердома очередное поражение от глумливых прихожан без рода и племени, которые бесцеремонно вторгаются в жизнь мидл-класса, чтобы устроить тихий геноцид без особых на то оснований.

Этот фильм будто пытается соединить парадоксальность стиля Бертрана Блие и социальную агрессивность Михаэля Ханеке. И первое, что видишь за малорослым «Боргманом» (так буквально звучит название), — это гигантская тень «Забавных игр» (1997), которая делает творение Вармердама почти незаметным. В «Забавных играх» у Ханеке, если помните, двое молодых людей пришли попросить по-соседски пару яиц, а потом устроили кровавую бойню. Здесь бомж с видом нищего музыканта, манипулируя слабостями совестливой хозяйки, покрывающей присутствие непрошенного гостя, отвечает на доброту совсем не так, как ожидаешь. Толерантность, не знающая границ, лишившая самости мягкотелую буржуазию и выросшая, судя по всему, из политкорректности, — это, судя по всему, новая моральная крайность либеральных обществ.

И ладно, если бы за противостоянием толерантности и агрессивности здесь стояла какая-то актуальная идея, например, запретов на табу или отсутствия в обществе идеалов и сакральных понятий и, как следствие, разделения добра и зла, влекущего за собой все больше нравственных отклонений, как то: однополые браки, легализация инцеста, антропофилия как законодательно разрешаемый каннибализм… В общем, издержки современного социального мироустройства оставляют немалый простор, где при желании можно разгуляться пытливому уму художника. Вармердам же впервые снял кино «ни о чем» или «непонятно о чем», что в данном случае не имеет особой разницы. Все трактовки и интерпретации, как никогда раньше, будут умозрительны.

Автор так и не дает ответа на вопрос: Боргман — это «псих клинический» или тот, кто «право имеет», если воспользоваться формулировкой Достоевского? То ли мы имеем здесь дело с плохо абсорбированными левацкими идеями, то ли с абсурдом во имя абсурда, которому, в общем-то, грош цена в базарный день. Несмешной абсурд — вещь сама по себе смешная, но только как оксюморон. Вармердам вроде как пытается сделать притчу о беспричинном зле или сатиру на прогнившие нравы, но почему-то ни то, ни другое толком не получается, озадачивая необъяснимой беспричинностью всей этой брутальной вакханалии. Короче, мотивации главного героя и его сообщников так и остались для меня тайной за семью печатями. Абсурдность же сама по себе вещь малопродуктивная, и этот фильм одно из красноречивых тому подтверждений.

Для сравнения, в «Платье» (1996) — одном из лучших фильмов Вармердама — герои сходили с ума из-за куска материи, превращаясь один за другим в фетишистов. И этого было достаточно, чтобы в фильме появились энергия и юмор. Здесь же ни того, ни другого нет и в помине, хотя замысел был куда как амбициозней. Так вслед за Йосом Стеллингом, оступившимся на «Девушке и смерти», серьезное поражение потерпел еще один «малый голландец», не сумевший подкрепить конструкцию своего последнего фильма внятным идейным фундаментом.

Фото vebidoo.com

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления