NGS
Погода

Сейчас+12°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+12°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как +7

5 м/c,

зап.

755мм 31%
Подробнее
3 Пробки
USD 91,69
EUR 98,56
Реклама
Развлечения «Сталинград»: до чего все красиво сделали, черти!

«Сталинград»: до чего все красиво сделали, черти!

Федор Бондарчук превратил Великую Отечественную войну в аттракцион, где горящие солдаты и вылетающие мозги рождают не ужас, а восторг

Новое российское кино так давно пытается догнать и перегнать Голливуд, что зрители, прямо скажем, устали ждать. Поэтому, когда Федор Бондарчук еще два года назад, начав снимать свой фильм о войне, пообещал граду и миру нечто невиданное, публику терзали смутные сомнения. Результат, однако, оказался более чем впечатляющим — перед нами кино, «не уступающее лучшим западным образцам». Единственное, что может смутить в этом триумфе поднимающегося с колен российского кинематографа: за образец сын великого советского режиссера взял «крутое мочилово» в духе «300 спартанцев».

Справка: «Сталинград» — военная драма, действие которой происходит в 1942 году в охваченном боями городе на Волге. Отряд бойцов Красной Армии должен любой ценой удержать занятый ими дом, а отряд немецкой армии — взять его штурмом. Режиссер Федор Бондарчук («9 рота», «Обитаемый остров»). В главных ролях Петр Федоров («Обитаемый остров», «Ёлки-2»), Томас Кречманн («Кинг-Конг», «Операция «Валькирия»). Бюджет $30 млн. Это первый российский фильм, который снят также в формате IMAX 3D. Выдвинут от РФ на соискание премии «Оскар».

Начинается «Сталинград» со зрелищного прохода самолета российского МЧС над разрушенным страшным землетрясением японским городом. Под крылом самолета о чем-то поет цветущая сакура, а в дымящихся развалинах лежат придавленные плитой немецкие девушки. Чтобы их успокоить, седой МЧСовец начинает на хорошем литературном немецком языке рассказывать историю своей матери и своих «пяти отцов».

Дальше действие перемещается в охваченный огнем Сталинград, в котором собранные волей обстоятельств в один небольшой отряд бойцы разных частей обороняют некий стратегически важный дом. Отрядом руководит разведчик, капитан Громов (Федоров) — суровый, но благородный воин, который осуждает практику своего коллеги-снайпера отстреливать немцев на водопое, но готов без промедления пустить в расход прибившегося к отряду взбунтовавшегося матроса. В доме живет девушка по имени Катя, которая быстро становится предметом всеобщей любви и внимания.

Немцы представлены в фильме, в целом, серой массой, из которой выделяются только потрепанный войной выходец из знатного прусского рода офицер Кан (Кречманн) и щеголеватый полковник (Лаутербах). Оба сыты войной по горло, но каждый утешается на свой манер. Полковник попивает шампанское и беспрестанно ухаживает за собой, а Кан захаживает к белокурой местной жительнице, с которой, предположительно, предается безжалостному сексу, который мало-помалу перерастает в глубокое сильное чувство. Нужно признать, что Кречманн вчистую уделывает своих российских коллег, которые на его фоне выглядят плоскими и одномерными. Даже подающий надежды Федоров смотрится не более чем прокачанной версией штурмовика Гая из «Обитаемого острова» (его предыдущая работа с Бондарчуком).

Фильм изобилует сценами боев, снятых в ставшем уже обязательным для такого кино стиле «крутое мочилово»: так, чтобы можно было в деталях рассмотреть кусок вылетающих из головы оцифрованного персонажа мозгов.

Собственно, боевая сторона сюжета (а именно, как одни герои держат оборону, а другие пытаются ее прорвать) авторов интересует постольку поскольку. Бондарчук и не скрывает, что снимал фильм о том, как ведут себя люди, оказавшиеся в аду войны. Однако чувствуется, что на самом деле режиссера весь этот психологизм не особенно интересует — куда важнее для него то, как поставлен свет, как изысканно лег на разбитый рояль пепел, как сочно и выпукло выглядит профиль главного героя.

Еще два года назад, только начав снимать «Сталинград», Бондарчук пообещал сделать кино, какого мы «никогда не видели». Картинка действительно до того вылизана и прорисована, что местами начинает казаться — сейчас с возгласами «ну правда, ведь круто вышло?!» в двери вбежит сам автор. С технической точки зрения фильм действительно не уступает таким шедеврам компьютерного гиперреализма, как какие-нибудь «300 спартанцев». Хорошо проработан и предметный мир:

местами хочется поставить на паузу и просто рассматривать каждый кадр, в котором напихано всего больше, чем может ухватить глаз при разовом проходе камеры.

Однако результатом этой изощренности становится то, что все действие проваливается в какую-то альтернативную реальность. Сталинград Бондарчука выглядит немногим более настоящим, чем порожденные не то буйной фантазией, не то наркотиками фантасмагорические миры Зака Снайдера в «Запрещенном приеме». Кошмар войны оказывается невероятно притягательным — а рука будет то и дело тянуться к отсутствующей мышке, чтобы получше рассмотреть все эти текстуры и полигоны.

Даже страшные, казалось бы, эпизоды вроде атаки горящих (в буквальном смысле) советских солдат сняты так, что вызывают не ужас, а восторг — до чего все красиво сделали, черти.

«Сталинград» — это действительно новое слово в отечественном кино. Даже созданные сравнительно недавно отечественные фильмы о войне ориентировались, в целом, на советские образцы. Фильм Бондарчука сделан с таким расчетом, чтобы понравиться прежде всего той публике, которая всю эту советскую классику, может быть, и уважает, но, скорее всего, не сядет смотреть даже дома бесплатно. Это кино для поколения оцифрованной реальности, которое, действительно, впервые использует Великую Отечественную не для пропаганды, политического высказывания или даже борьбы за мир во всем мире.

Вторая мировая нужна Бондарчуку исключительно как материал для захватывающего визуального аттракциона.

Похоже, что сыну великого советского режиссера удалось-таки войти в историю отечественного искусства. «Сталинград» — первый фильм о Великой Отечественной войне, сделанный так, как если бы речь в нем шла о событиях бесконечно далеких, перешедших уже в область мифов и легенд. Как, в сущности, оно и есть на самом деле.

Стас Соколов

Кадры из фильма — kinopoisk.ru

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления