3 августа в недавно открытом клубе Fenix прошел любительский чемпионат по армрестлингу. Корреспондент НГС.РЕЛАКС воспользовался возможностью увидеть, что представляет собой новое заведение, которое многие успели окрестить последним рок-клубом Новосибирска. Можно ли считать Fenix последним, почему рок-клубы не живут долго и как открывались, закрывались и меняли формат культовые рок-клубы города — в материале НГС.РЕЛАКС.
Справка: Ретро-клуб Fenix открылся в июне 2013 года по адресу ул. Крылова, 26, в подвале торгового центра «Москва». Вместимость клуба — 250 человек. Музыка — рок, джаз, блюз, рок-н-ролл и электронная. Вход от 150 руб. (может меняться, в зависимости от программы). Пиво — от 90 руб., закуски — от 100 руб., шампанское — 400 руб. Время работы: с 18:00 до 06:00, выходные — понедельник и вторник.
С этими рок-вечеринками никогда не угадаешь, что будет происходить: алкотреш с тараканьими бегами, вечер поэзии или пляски на столах голышом. 3 августа в недавно открывшемся клубе «Феникс» обещали армрестлинг.
«Феникс» сразу удивляет эклектичным интерьером: часть зала в темных обоях стиля «ампир», а на колоннах среди зала висят электроканделябры. Великолепие, видимо, осталось в наследство от бильярдной, обитавшей тут раньше. Другая часть стен занята граффити с роковыми женщинами и логотипами клуба. Третья зона оборудована как рекламный ледник пива «Туборг» — в прозрачный пластик «вморожены» таинственно мерцающие бутылки. Глядя на эту стену, думаешь не про девчонок да про рок, а про то, что менеджер продаж «Туборга» получил премию или даже две. «Ты в армрестлинге участвуешь? — подбегает ко мне организатор, — блин, народу мало!». Оглядываюсь, действительно, немного, человек 15: музыканты, их друзья, суровая компания армрестлеров и молоденькие девочки.
Чувствую, что без пива могу и не дождаться начала и иду в бар, но и там поджидает сюрприз — из четырех сортов разливного пива не оказалось ни одного. Краны один за другим издают предательское «пссс» и замолкают. Бармен удивлен, кажется, не меньше нашего — полстакана «Туборга» недостаточно для субботнего вечера. Как сказал один из посетителей: «Ладно, пообламываемся бутылочным». В таких заведениях публика вообще редко что-то ест кроме пива. Вот и сегодня на столах гостей исключительно бутылки, баночки и пепельницы.
От модных баров, где время от времени выступают группы с «живой музыкой», как пишут в афишах, «Феникс» отличается тем, что тут концерты местных групп — основа наполнения. Причем это не исполнение кавер-версий известных хитов, а собственное, пусть и неказистое творчество новосибирских молодых музыкантов.
Открывать вечер выпало музыкантам группы Hellions. Группа дала приличного хард-рока на традиционные темы: «как было бы клево все спалить дотла и начать все с начала» и о том, что они любят рок-н-ролл. Качество звука, увы, не позволило подробней ознакомиться с текстами. Вторая группа — Perry Mason — обрушила на зал цунами металла. «Мне одному кажется, что меня в уши поимели?» — повернувшись, спрашивает у зала один из гостей после очередной композиции.
В редкие минуты тишины слышно, что посетители перешли на умные темы вреда телевизора и копошения биомассы.
Между музыкальными сетами перед сценой появляется стол для армрестлинга и в зале возникает оживление — дождались. Мужчины выясняют свои отношения решительно, без лишних слов — слышен только скрежет зубов. Победитель получил почет, уважение и сотовый телефон Nokia 105.
А вот дамы провозились дольше — желание побороться на руках выразила только одна. Другие три из имеющихся не решились бросить ей вызов, хотя девочка была маленькая и худенькая, а ведущие пообещали победителю внеплановую бутылку шампанского. Гвоздь вечера был забит с помощью мужчины. Доброволец составил даме компанию, галантно покряхтел для виду и отдал победу прекрасной сопернице. Вот и все, а я раскатал губу на тараканьи бега топлесс.
Fenix открыла Ольга Сухарева, хозяйка бара Underground и репетиционной базы, находившихся на улице Писарева. UG-бар прекратил работу в феврале из-за пожарной проверки, а до этого с 2009 года он был фактически единственным специализированным рок-заведением в Новосибирске.
В невеселой атмосфере невольно вспоминаются легендарные рок-клубы прошлого — «888» и «Черная вдова». Многие говорят о них с нежностью, причмокивая губами, как будто пробуя вкусную конфетку.
Клуб «888» в 1996 году открыла команда энтузиастов — художников, музыкантов и поэтов, рассказал Алексей Казаринов, один из создателей. До открытия клуба концертных площадок фактически не было — можно было выступать на «квартирниках» (небольших концертах в частных квартирах — Н.Г.) или в Домах культуры. «888» расположились в помещении бывшего бомбоубежища, предоставленного студклубом НЭТИ. В клубе проходили выставки, концерты и литературные вечера. Закрылся клуб в 2008 году из-за запрета на продажу алкоголя (клуб располагался под студенческим общежитием).
«Черная вдова» открылась в 1999 году как галерея современного искусства — выставок в «восьмерках» становилось все меньше. «Первое время это действительно была галерея, но все равно пошли перформансы, концерты, диджеи, и она превратилась в клуб, — рассказывает Алексей Казаринов. — Аудитория подтянулась взрослая, подготовленная — «Вдова» предлагала более сложные культурные смыслы». Закрылся клуб в 2006 году из-за пожарной проверки — в помещении не было пожарного выхода».
Подхватил падающее знамя новосибирской рок-музыки клуб «Рок-сити», открытый в 2002 году. Первые 5 лет рок-мероприятия проходили несколько раз в неделю,
но позже интерес к ним у публики стал угасать, и к 2010 году клуб окончательно отказался от рок-формата: «Мы занимаемся роком настолько, насколько это востребовано», — говорит директор клуба Максим Коротких. Еще 2 года назад в клубе еженедельно проходили рок-вечеринки, но делать их стало не для кого — рок не популярен в Новосибирске, считает Максим.
Эксперты сходятся во мнении, что зарабатывать таким заведениям сложно, нужны инвестиции со стороны, разнообразные мероприятия и объединение жанров. Ближе всех к формату прежних рок-клубов сейчас «Бродячая Собака», где, говорят, многое держится на готовности хозяев идти навстречу зрителям, пусть и в ущерб своим интересам. К местам альтернативно-ориентированным в творчестве можно отнести «Трубу» или «НИИКуДА», но в меньшей степени. А в «Фениксе», если выключить музыку и попросить всех помолчать, будет слышно, как он уже немножко закрывается. Если в Новосибирске когда-то будет последний рок-клуб — мне не хотелось бы, чтобы он был таким: полупустым, равнодушным и без разливного пива.
Никита Гиевский
Фото автора