NGS
Погода

Сейчас+15°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+15°

пасмурно, без осадков

ощущается как +15

1 м/c,

с-в.

746мм 79%
Подробнее
1 Пробки
USD 90,99
EUR 98,78
Реклама
Развлечения Отчет о путешествии по книжным лавкам Академгородка

Отчет о путешествии по книжным лавкам Академгородка

Дюжина свежих книг, которая меня заинтересовала во время прогулки по книжным — бывшей «Академкниге», «Читай-городу» и «Бук-Луку»

В минувшие выходные я отправился проинспектировать книжные магазины Академгородка. Начал с бывшего магазина «Наука», где когда-то часами бродил, листая малотиражные раритеты, вроде монографий по фонетическим особенностям коптского языка и особенностях космологии и этнографии Папуа — Новой Гвинеи. Ушли те дни — сейчас на место «Науки» пришел магазин «Бук-Лук», однако несколько академических стеллажей с изданиями СО РАН там все же остались. Равно как запах старого дерева и пыльной бумаги. В звенящей тишине, изредка прерываемой шарканьем продавца-консультанта, я с интересом полистал монографию о бердских лавочниках, ремесленниках и рабочих XIX века, обнаружив, что у большинства пролетариев в Бердске в хозяйстве имелась кобыла. Трогательный раздел поэтов и публицистов научного центра порадовал брошюрой некоего кандидата наук о необходимости исследований НЛО (в этом — весь Академгородок, за 20 лет в сердцевине он не изменился).

Надолго завис у полок книг про путешествия. Очевидно, что жанр «травелога», смесь полудокументальной прозы и записок путешественников, переживает настоящий бум. Что неудивительно — с появлением возможности улететь практически в любую точку земного шара, у любознательных личностей возникает желание вскрыть туристическую корку, чтобы понять, куда они собственно приехали. Путеводитель, как правило, — плоский, такой возможности не дает — хочется чего-то живого. Другое дело, что подобные «живые» книги часто вызывают недоверие: типа, кто этот хрен, который будет навязывать свои представления о мире. Лет пять назад для меня переворотом в восприятии этого жанра стал «Лондон» Питера Акройда и «Стамбул» Орхана Памука.

В «Бук-Луке» меня ждал сюрприз: я обнаружил с десяток книг франко-питерского издательства Paulsen, где разные страны описывают хорошие писатели — тут и путешествия по задворкам черной Африки безбашенного бродяги Брюса Чатвина, и карибские истории нобелиата Видьядхара Найпола, и язвительный Пол Теру, автор романа «Коул Тонг», очень жесткого повествования о Гонконге 1990-х годов — про весь мир, от Патогонии до Стамбула и Пномпеня. Еще одну книжку — «Записки велосипедиста» Дэвида Бирна — я купил несколькими днями ранее. Всезнайка Бирн, фронтмен Talking Heads, ездит на велосипеде по Америке, Буэнос-Айресу, Берлину, Стамбулу, Маниле и болтает про увиденное. Болтовня эта порой наблюдательная, но большей частью пустопорожняя, как и музыка Talking Heads. Что же касается Чатвина и Теру, то их я решил непременно взять с собой в отпуск.

«И взял он меч, и взял он щит, высоких полон дум, в глущобу путь его лежит под дерево тум-тум» — вертелись в голове кэрроловские строки, когда я зашел в бывшую «Новосибирсккнигу», а ныне магазин московской сети «Читай-город». Двухэтажная «Новосибирсккнига» мне всегда казалась магазином с зашкаливающим градусом абсурда — там, например, лет двадцать висела карта СССР, причем даже тогда, когда никакого СССР уже не было и в помине. Не так давно карту убрали, и тайна раскрылась — оказалось, Советский Союз прикрывал собою гигантскую трещину.

Фланируя по книжным рядам в «фантастическом» разделе, я наткнулся на книжку-новинку под названием «Записки одной курехи». Полистал, томик оказался волшебной историей про девушку-кладоискательницу из села Жердяи, влюбленную в рок-музыканта Борисова из группы «Аква». Незамысловато. В книге наличествуют теософы, экстрасенсы и хиппи, и эта гремучая смесь неожиданно дала мне камбэк в 1990-е, когда на полках горами возвышались безымянно-безвестные сюрреальные томики о духовных поисках неформалов, обретающих просветление в православии. Социологической справедливости ради стоит сказать, что сейчас эти книжки как класс исчезли, зато их писатели и герои стали православными националистами, ненавистниками Америки и ювенальной юстиции.

Радость настигла меня в отделе «Музыка», где я обнаружил переизданный «Музпросвет» — энциклопедию музыкальных направлений от 1970-х до 2000-х годов, написанную Андреем Гороховым, лучшим русскоязычным музыкальным критиком, который по полочкам объясняет, что такое даб, техно, хаус, транс, IDM и неофолк. Первое издание мгновенно разошлось и уже три года как исчезло из магазинов. Я все жду не дождусь, когда герр Горохов (много лет проживающий в Германии) продолжит свой проект и разложит по полочкам то, что произошло за последние лет пять. Но пока ничего не видно, не слышно. По сути, «Музпросвет» Горохова и «Аэростат» Гребенщикова до сих пор были единственными популярно-энциклопедическими книгами, посвященными современной музыке. Сейчас, благодаря издательству Corpus и нашему земляку Михаилу Калужскому (выступил переводчиком), появились еще две книги — титулованного американского музкритика Алекса Росса «Послушайте» и «Остальное — шум». Обе посвящены музыке (академической и популярной) второй половины ХХ и ХХI века, и в скором времени я посвящу им отдельный пост.

Напоследок я зашел в книжный на первом этаже городковского ТЦ. Там я решил посмотреть содержимое столика новинок и бестселлеров. На нем обнаружился новый роман плодовитого поляка Януша Вишневского («Одиночество в Сети») «На Фейсбуке с сыном», написанный от лица матери писателя, которая пребывает в аду, пользуется соцсетями, рассуждает об одиночестве Бога и разворачивает ироническую антиатеистическую пропаганду, порицая популяризатора науки Ричарда Докинза, красующегося здесь же — на столике бестселлеров. Чтобы переварить воскресную прогулку, я отправился откушать чаю в кафе «Восток-Запад», где и сочинил эту запись книжного блога.

Фото Татьяны Кривенко

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления