Конец 2000-х. На маленьком датском островке Фине живет 14-летний мальчик, сын эксцентричного пастора и органистки-изобретательницы. Его брат, высокий и белокурый, похож на принца из волшебных сказок и рыцаря из средневековых баллад, а бойкая сестра — талисман островитян. Однажды дети узнают, что их родители исчезли, сбежав в неизвестном направлении, и с этого момента роман пускается в галоп: погони, загадки, неуклюжие полицейские, синие гномы, хрустальная прозрачность моря и ожидание чуда, которое вот-вот должно приоткрыть дверь из тюрьмы быта в мир сверкающей и безграничной свободы. Это завязка «Детей смотрителей слонов», последнего романа Питера Хёга, самого известного писателя Дании, автора «Снежного чувства Смиллы» — полудетектива о девушке, влюбленной в ледяную красоту Гренландии.
55-летний Питер Хёг — создатель особого типа магического реализма, только ему одному свойственного — холодного, сотканного из метелей и льдов. Чтение его романов неспешное, и полное впечатление получаешь, лишь разглядев мелкие детали: стружки, пружины механических часов, сову, залетевшую в церковный колокол, и белого медведя, которого принесло на льдине со Шпицбергена.
В «Детях смотрителей слонов» Хёг препарирует отчаянное скандинавское богоискательство, символом которого является ибсеновский «Бранд» — пьеса о гордом священнике, рыцаре бесконечного самоотречения, который отправляется в горы, чтобы через снег и мороз встретиться с Богом, и погибает под снежной лавиной. Хёг подтрунивает над этой серьезностью, населяя остров Фине толпами вполне современных персонажей различных конфессий, буддистов, индуистов, террористов, а также задумчивых наркоманов, которые оказываются не отморозками, а скорее героями скандинавского сказочного фольклора.
Через детективное повествование описывая внутреннюю жизнь скандинава, похожую на андерсеновское разбитое зеркало тролля (не такой этот тролль и злой, кстати), Хёг зеркалит духовную и общественную жизнь, посмеиваясь: «Я-то надеялась, что в этом мире есть хоть что-то вечное, — говорит героиня. — Во-первых, вселенское сострадание. А во-вторых, неустанная забота Банка Фине о своих клиентах». Реплика в романе третьестепенная, но очень показательная: гномы, пасторы, партийные лидеры, скальды, банкиры, гастарбайторы и белоголовые орланы в Скандинавии как-то хитро уживаются в одном компактном мире. Книга отличная.
Фото Татьяны Кривенко