NGS
Погода

Сейчас+17°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+17°

пасмурно, без осадков

ощущается как +13

4 м/c,

ю-в.

756мм 25%
Подробнее
6 Пробки
USD 91,31
EUR 98,47
Реклама
Развлечения «Нет»: как креатив победил негатив

«Нет»: как креатив победил негатив

В единственном зале города можно посмотреть кино с неброским названием «Нет», которое, тем не менее, не помешало фильму пробиться в номинанты «Оскара»

Кинотеатр «Победа» по сеансу в день показывает эту чилийскую картину, составившую конкуренцию «Любви» Михаэля Ханеке в борьбе за звание «лучшего иноязычного фильма». Бытовавший в 1990-х годах слоган «бабло побеждает зло», который мог бы стать эпиграфом к едкому и далеко не всем известному фильму «Проект «Ельцин», здесь не сработает. И слава богу, а то была бы уже совсем печалька. Я не за зло переживаю, а за промывание мозгов, почти безотказной механикой которого научились владеть пиарщики и всякие разные креативщики. Из-за этого при каждых новых выборах за собственную державу становится немного обидно. При просмотре картины Пабло Ларрейна родное отечество вспоминалось неоднократно: чилийские события 1988 года в чем-то перекликаются с нашими образца 1991-го, равно как и фамилия Пиночет рифмуется с аббревиатурой ГКЧП.

Молодой рекламщик Рене Сааведра, выросший в семье политэмигрантов, вернулся из-за границы в Чили, чтобы заниматься рекламой на телевидении. После того как под давлением мировой общественности Аугусто Пиночет в 1988-м решил поиграть в демократию и объявил проведение референдума, призванного выразить «вотум доверия» его режиму (в чем он был твердо уверен), Сааведра получает приглашение возглавить агитационную кампанию оппозиции. К этому моменту 73-летний Пиночет и так уже 14 лет находится у власти и после победы может легитимно остаться там еще на целых 8 лет.

15 минут, которые власть ежедневно собирается выделять в эфире ТВ для пропагандистских материалов под лейблом «Nо», Сааведра решает заполнить позитивными, а-ля рекламными, роликами о прекрасной жизни, которой достойны чилийцы. Как и герой самого популярного пелевинского романа, он беспрекословно верит в силу маркетинга, но только не в открытой схватке против агитационной машины диктатора. Однако соглашается поучаствовать, скорее из любопытства и спортивного интереса (или даже по дурости, как сказал бы герой одного популярного советского фильма, совершивший подвиг как раз по этой причине). Но если в пропагандистской рекламе, санкционированной правительством под лейблом «Si» (Да) и построенной на отрицании и опускании оппозиции, по традиции продолжают пугать население и исполнять панегирики исключительно одному человеку, то духоподъемные ролики «Нет», рекламирующие красоту простых человеческих чувств, максимально избегают каких-либо политических аллюзий.

Тщательная реконструкция, насколько я могу это представить, и может допустить формат игрового фильма, активно задействует документальные кадры и, будучи основанной на реальных событиях, служит прекрасным обучающим пособием для креативщиков, копирайтеров и имиджмейкеров всех мастей, даже если и преподносит какие-то азбучные истины. Ведь главное, что данный фильм символизирует, — это наступление новых времен и новой тенденции, когда реклама начала теснить с авансцены пропаганду даже в странах с нелиберальными режимами. Пелевин об этом тренде напишет лишь через 11 лет после того как Сааведра с единомышленниками реализуют его в Южной Америке.

Из пяти иноязычных номинантов этого года три фильма (помимо «Нет» это датский «Королевский роман» и канадская «Ведьма войны») носят политическую окраску и в той или иной степени посвящены борьбе за власть. Продвинув их на самую верхушку оскаровской гонки, американские академики продемонстрировали свои геополитические амбиции. Они превознесли фильмы, не столько пропагандирующие демократию, сколько осуждающие диктатуры; с некоторых пор осознав, что такой «метод от противного» — куда более действенный способ борьбы за эту самую демократию.

Референдум 1988 года в Чили был проведен не без активного политического давления США: в фильме показаны реальные ролики американских кинозвезд — Кристофера Рива, Джейн Фонды и Ричарда Дрейфуса, призывающих чилийцев прийти голосовать. Получается, что нынешний «Оскар» — это своего рода сбор урожая былых американских заслуг в мировом политическом пространстве, где роль Голливуда была далеко не последней. Поэтому и «Арго», как главный бенефициант на позавчерашней церемонии, и оставшийся в тени главных почестей «Нет» чем-то напоминают персонажей очерков советских газет, часто выходящих под заголовком «Медаль нашла своего героя».

Но в то время как у нас не оставляют попыток обелить и героизировать усатого вождя, в Чили демократические ценности потихоньку продолжают набирать вес. Так, всего лишь год назад тамошний Национальный совет по образованию принял решение внести в чилийские школьные учебники довольно серьезную поправку: правление Пиночета теперь называется там не «военным», а «диктаторским» режимом. Надо полагать, фильм «Нет» — это еще один важный знак того, что времена тирании в Чили теперь навсегда останутся преданьем старины глубокой.

И в заключение надо сказать «спасибо» «Оскару» за то, что благодаря его авторитету и влиянию это кино оказалось реальным увидеть в России. И не на каком-нибудь разовом внеконкурсном просмотре в рамках Московского фестиваля, а на обычном сеансе, хоть и в столице, но все-таки Сибири. Однако возможностью увидеть раритетное чилийское кино пользуются пока очень немногие: из маркетинговых соображений я не буду говорить, сколько вместе со мной было людей в зале…

Фото kinopoisk.ru

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления