Картина, реставрирующая события 2004 года, когда на Таиланд обрушилось самое сокрушительное цунами столетия, выходит в России через две недели.
Вообще-то я планировал написать в этом посте о последнем претенденте на иноязычный «Оскар». Но поскольку чилийского политического фильма «Нет» как не было, так и нет в доступе, я, чтобы завершить задуманную процедуру, решил пойти на компромисс и вместо испаноязычного фильма расскажу сегодня об испанском. Казус заключается в том, что фильм «Невозможное» был снят на английском языке, вот почему он изначально не мог рассчитывать на лавры картин, снятых на других языках.
И что самое забавное: картина с британо-американскими звездами оказалась в числе номинантов, претендующих на «Оскар» в категории «лучшая женская роль». Среди соискателей фигурирует Наоми Уотс, сыгравшая в этом фильме-катастрофе реальную мать трех сыновей, которая вместе с супругом и детьми приехала на отдых в Таиланд накануне самого страшного цунами последнего времени.
Испанцы отважились реализовать проект, масштабы которого сопоставимы лишь с возможностями голливудского производства. Но в итоге получилось кино, которое способно обмануть даже самые скромные ожидания. Собственно, две главных заманухи — саспенс и экшен — в этой почти двухчасовой картине сводятся к полутора-двум минутам. Хотя эти сто с небольшим секунд, что уж тут скромничать, удались на славу. Я лично оказался в затруднении не только объяснить, но даже и предположить, как это было сделано технически: где были реальные съемки, а где компьютерные?
Полагаю, что именно эти две экранные минуты и съели бьшую часть солиднейшего по европейским меркам бюджета в $30 млн Они впечатляют и стт тут всех оставшихся сцен, которые, мягко выражаясь, следовало бы назвать товаром в нагрузку. Я даже не боюсь быть уличенным в цинизме, рассуждая таким образом о человеческой трагедии, постигшей реальную британскую семью восемь с лишним лет назад, но закончившуюся, слава богу, хеппи-эндом.
Несмотря на то что этот блокбастер посмотрело в кинотеатрах какое-то совершенно невероятное количество испанцев — более 6 миллионов человек и он стал самым успешным испанским проектом по итогам мирового проката (который, кстати, еще продолжается), собрав более 130 миллионов долларов, у него есть куда более впечатляющая альтернатива. Я имею в виду реальные съемки очевидцев тех умопомрачительных событий, которые выложены на YouTube. Вот где ужас так ужас.
Снимай Хуан Антонио Байона про последний день Помпеи, эффект, наверно, был бы неоспоримым. Но в данном случае лично я при всем желании не могу поставить не то что знак равенства, но и вообще как-то сопоставлять реальные съемки и интерпретацию той трагедии. Среди десятка просмотренных мною видеозаписей больше других поразил совсем маленький эпизод, где дети позируют перед камерой на берегу океана, а сзади неслышно надвигается что-то непонятное и большое. Потом сумбур, попытка бегства и… конец записи. Подавляющая часть этих материалов заканчивается одинаково — в самый «интересный» момент…
Что еще обращает на себя внимание? В реальных съемках нахлынувшая вода напоминает вулканическую лаву: она черная, неспешная, плотная и даже какая-то вязкая из-за того количества мусора, который увлекает с собой. «Невозможному», сделанному по классическим лекалам жанра, пережившего расцвет в Голливуде еще в 1970-е годы, не достает ресурсов (творческих? технических? не знаю), чтобы продлить саспенс и экшен на «достаточное» количество времени. Вот почему они стремительно подменяются тут слезоточивой драмой, где кроме вопрошающего сопереживания (выжили — не выжили?) зрителю больше не на что рассчитывать, а актерам особенно нечего играть.
Правда, испанцы в отличие от американцев, не жалеют грима для синяков и царапин, делая довольно достоверной картину посттравматического состояния жертв. Однако и они берегут нервы публики, не злоупотребляя показом погибших, которых в реальности было около четверти миллиона. Что касается Наоми Уотс, то шансы получить «Оскар» у нее, скорее всего, нулевые. При всех моих симпатиях к этой актрисе, которая идеально вписывается в триллеры и ужастики всех мастей, я искренне не могу понять, как это кино вообще оказалось в номинации, куда обычно попадают совершенно другие жанры, предполагающие абсолютно иной уровень профессионального мастерства исполнителей.
Фото kinopoisk.ru