Со всяким, я думаю, такое случалось — приходишь на очередную концептуальную выставку, на входе замечаешь что-нибудь вроде висящей на стене схемы эвакуации при пожаре и порой задумываешься: это уже начало экспозиции или просто схема эвакуации? Признаться, подобные ощущения посетили меня, когда я заглянула на выставку наукоемкого искусства «Яблоко Мёбиуса», разместившуюся на первом этаже технопарка в Академгородке. Там я бываю регулярно по работе и уже как-то привыкла к эффектному хайтековскому интерьеру с переливающимися футуристическими колоннами — настоящая цитадель высоких технологий, куда можно водить на экскурсии, как в музей. Идея выставки сайнс-арта в самом сердце Академгородка в главном его здании выглядела занимательно, но, чего греха таить, сама выставка на фоне всего этого великолепия выглядела более чем скромно и местами даже заставляла удивиться тому, что тот или иной экспонат вдруг стал экспонатом. С таким же успехом за арт-объект можно было принять и стоявшую у входа новогоднюю елку, принаряженную светодиодной гирляндой, — главное придумать концепт и хитровышитый комментарий к нему — ничем не хуже материнских плат, засунутых под стекло.
Например, мы с коллегами долго пялились в недоумении на «Философский камень» — рыболовное грузило под стеклянным колпаком. Впрочем, грузило хитро подмигивало диодом, а его создатель, художник Иван Дыркин, оказался человеком остроумным и с помощью заковыристых формул перевел «энергию покоя» свинцового грузила сперва в киловатт-часы, а затем вычислил его финансовую мощь, которая составила 10 млн долларов.
Неплохая пародия одновременно и на псевдонаучные исследования, и на спекуляции в современном искусстве получилась у Дмитрия Федоровича, который исследовал механизмы взаимодействия лапши с человеческой головой. Макет утыканной гвоздями головы, которую полностью оплетают извилистые макароны, где-то уже покрывшиеся плесенью, сопровождает весьма остроумно составленный дневник исследования — лапша постепенно захватывает мозг, подавляет волю, изменяет представление о свободах и правах человека. Этакий наукообразный стеб над вешаньем лапши на уши.
Действительно круто смотрится арт-объект Дмитрия Дорогого «25 кадр». На первый взгляд это просто белая панель с мигающей полоской светодиодов, которую запросто можно принять за сломавшуюся лампу. Увидеть эффект можно только рассматривая мерцания через дисплей фотокамеры или обычного мобильника — если потрясти экраном из стороны в сторону, то можно во время движения заметить закодированный портрет Обамы, мерцающий, словно голограмма, прямо в воздухе. Интересный мультимедийный эксперимент, в котором необходимо участие самих зрителей, привез Алексей Грищенко. Движущаяся картинка на плазменном экране фиксировала, словно кардиограмма, все происходящее на выставочной площадке, искажая изображение в зависимости от того, сколько времени какой-то объект проводил в поле зрения веб-камеры, присоединенной к плазме, — проплывали по экрану и перекошенные лица зрителей, постоявших перед камерой.
Не сомневаюсь, что для детей выставка оказалась просто-таки феерическим зрелищем. Пара мальчуганов в течение получаса не отходили от плазменного экрана, размахивая руками и ногами, попав в виртуальную реальность и пытаясь поймать или пнуть летающие по экрану бонусы. Девчушка дошкольного возраста с истинным восторгом закидывала монеты в конструкцию, напоминающую унитаз, по которой они с шумом, похожим на смыв, нарезали обороты под действием центробежной силы. Кто-то хлопал по загорающимся кнопкам на скорость, кто-то пытался завязать шнурки ботинок с помощью плоскогубцев.
Оригинальная серия портретов молодых поэтов получилась еще разве что у Романа Брыгина — на обычный черно-белый портрет наложилось множество кадров стробоскопического движения и звуковая волна в виде цифрового графика спектров, вышло очень атмосферно и изящно. Но подробно рассказывать что-либо обо всех прочих экспонатах выставки мне, честно говоря, просто лень. Какие-то из них больше подошли бы для научно-экспериментальной лаборатории, но никак не для выставки искусства, пусть хоть сто раз наукоемкого, а на прочие смотреть было и вовсе неловко. Материнские платы разных производителей, вырванные из системного блока и засунутые под стекло, или хендмейд-плата, связанная крючком, — надо обладать поистине недюжинной фантазией, чтобы счесть это остроумным, интересным или хотя бы просто красивым.
До глубины души меня поразил пластический перформанс, оказавшийся «контактной импровизацией», который показывали два дизайнера, юрист и педагог. Если бы не засовывание головы в мусорное ведро и наклеенные на полу белым скотчем силуэты тел а-ля с места преступления, то, ей-богу, наблюдаемые телодвижения можно было бы принять за сеанс групповой мануальной терапии.
Причем здесь яблоко Мебиуса и что это вообще такое, для меня так и осталось загадкой, доселе я слышала только про ленту Мебиуса. Понятно, что это какой-то парадокс, синтез невозможного, физики и лирики. Но за исключением пары-тройки экспонатов, что к науке, что к искусству, что к наукоемкому искусству все это имеет отношение весьма опосредованное. А жаль, все-таки в Академгородке можно было бы сделать и что-то куда более интересное и масштабное.
Фото mebiusapple.com