NGS
Погода

Сейчас+8°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+8°

пасмурно, без осадков

ощущается как +6

2 м/c,

зап.

743мм 89%
Подробнее
4 Пробки
USD 91,69
EUR 98,56
Реклама
Развлечения «Любовь людей»: жестокий роман

«Любовь людей»: жестокий роман

Юный режиссер поставил в «Глобусе» безысходный спектакль о жестокой любви с летальным исходом, о страшном безумии и о мертвых, которые любят сильнее, чем живые

Кажется, давно я так сильно ничего не ждала, как премьеры спектакля «Любовь людей» по пьесе Дмитрия Богославского. «Новая драма» — как правило, в общем, дело молодых, но в этот раз «Глобус» прямо-таки удивил, доверив постановку 20-летнему москвичу Ивану Орлову. Для него это и режиссерский дебют, и дипломный спектакль. Орлов однозначно талантлив, и у него есть свой почерк, который видно уже сейчас, — размеренный, нежный, лиричный, сформированный фильмами Бергмана и любовью к кинематографу вообще. С таким почерком хорошо бы ставить пьесы Мухиной, а вот об жесткую, суровую и свинцовую «Любовь людей» можно и зубы сломать. Такое случается, когда два талантливых человека оказываются просто разной группы крови. Так случилось и у Орлова с Богославским. Как будто не выдержав всей жести пьесы, Орлов ее оттуда основательно вырезал — и в результате получился довольно медлительный, эмоционально ровный спектакль, в котором герои вешаются, сходят с ума, убивают, убиваются, но этой тяжело вызревающей катастрофы позевывающие зрители так и не почувствуют. А именно этими античными трагедийными страстями, накатывающими на грязную и пьяную российскую деревушку, и дышит пьеса.

Люся (Наталья Тищенко) осатанела от жизни с мужем Колей (Георгий Болонев), который пьет запоем, матерно изливая душу жене в редкие минуты пьяного раскаяния, и задушила его подушкой, а потом разрубила на куски и скормила свиньям. Ей кажется, что теперь-то только она и зажила полной жизнью — с местным милиционером Сергеем (Владимир Дербенцев), влюбленным в нее ее со школы, но призрак убиенного Коли все приходит и приходит, нежный, чуткий, разговорчивый, не то, что тот, живой.

В этом жутком мареве, где возможен такой инфернальный любовный треугольник, где нет прошлого и нет настоящего, нет мертвых и нет живых, Люся впадает в безмолвное безумие. Никому еще не удавалось выстроить свое счастье на чужой крови. Если бы у этого спектакля был единый всеобъемлющий символ, то им мог бы стать сломанный телевизор, на мертвом экране которого шипит белый шум. В него, оглушающий, в финале безучастно вслушивается Люся, и он же служит той хрупкой завесой, за которой мутится рассудок и раскачиваются удавки.

Все в этой истории хотят жить «как нормальные люди», но никто не знает, что это такое. Все хотят любить, но не умеют и этого. У каждого — своя «маленькая трагедия», роковое ружье примеряет прицел на каждого, оно должно выстрелить, и стреляет оно в Сергея с Люсей. Но жизнь абсолютно всех героев в этом спектакле — абсолютное экзистенциальное зеро. Люся смогла полюбить только мертвого. Бесхребетный Иван (Руслан Вяткин) и стервозная свирепая Настя (Анна Михайленко), с отчаянной ненавистью швыряющая в стену рисом, не могут иметь детей и маются со своей взаимной тоскливой нелюбовью. Эта земля бесплодна, эта почва пропитана водкой и кровью — она ничего не родит. Местный плейбой Чубас (блестящая работа Дениса Малютина) будет страстно плясать с продовольственными пакетами под «Рюмку водки» Лепса в приятной компании продавщицы Машки (Марина Кондратьева), предаваясь любви в подсобке, но столичная крановщица все равно лучше. Герои неожиданно начинают разбирать настил из досок, казавшийся прочным полом, а в конце просто швыряют их в груду, напоминающую развалины, — земля уходит из-под ног, но на месте разрушенного фундамента ничего не возникает.

Владимир Дербенцев в роли мента Сергея — безупречен. Как слезы, перемешавшиеся с дождем, по его лицу стекают струи воды, которую он из чана зачерпывает фуражкой. Его бешеные вопли при виде обезумившей Люси правдоподобны, его финальный еле слышный монолог о пустоте и холоде пронзителен. Да в целом очень сложно упрекнуть в чем-то хоть одного из актеров — здесь все играют на высоте. Чубас Малютина, уездный остряк с манерами, в своем трехполосном «адидасе», залпом осушающий пивную бутылку за бутылкой, бесподобен. Руслан Вяткин, душевно смакующий водку, с заправленными в носки трикотанами, сыграл здесь, возможно, свою лучшую роль. Кондратьева с Михайленко, метающие по сцене пивные тары, — это драйв спектакля. Очень жаль, что мало роли досталось Георгию Болоневу, сыгравшему Николая, — актер фактурный, он бы смог сделать из своей работы бомбу. Но ему помешал режиссер, и не только ему. В пьесе Богославского в дрова бухой Коля то и дело грубо насилует жену на глазах у ребенка, жестоко ее колотит, а она в ответ мешает все его слова раскаяния с грязью и издевательской злобой — и у читателя, от строчки к строчке, вместе с ней назревает безумная ненависть к этому ублюдку, становится понятен мотив убить. В спектакле же все жесткие моменты вырезаны под ноль — и потому закономерно возникает недоумение: за что же, собственно, Люська, сука этакая, решила скормить мужа свиньям. Неужто за то, что пил не просыхая? В спектакле героиня Тищенко даже не отвечает ни на одну из пьяных тирад мужа — тем нелепее выглядит сцены, в которых они посмертно милуются.

И таких немаловажных, но жутких деталей упущено много. А чего ради? Чтобы не пугать зрителя жестью и кровавой рукой с переломанными пальцами, которую спятившая Люська засовывает в пасть свиньям, чтобы «почувствовать, каково это»? Но в итоге зритель, наблюдающий мирное течение событий, ни с того ни с сего оказывается ошарашен финальной катастрофой, которая случилась как-то вдруг. Градус нарастающего напряжения упущен. Так, может, режиссеру, который слишком лиричен для без шуток жестких сюжетов, просто стоило взять другую пьесу?

Фото Константина Ильина

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления