NGS
Погода

Сейчас+8°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+8°

ясная погода, без осадков

ощущается как +5

2 м/c,

сев.

753мм 48%
Подробнее
0 Пробки
USD 91,26
EUR 98,83
Реклама
Развлечения Патти Смит «Просто дети»: пьяный корабль

Патти Смит «Просто дети»: пьяный корабль

Автобиографическая панорама 1960-1970-х про зарождение панк-рока при участии Моррисона, Хендрикса, Уорхола, Джоплин, Берроуза и других

С этой книгой история у меня случилась такая. В прошлом году моя хорошая знакомая из Хьюстона прислала красивый томик с автографом Патти Смит, американской рок-звезды, вместе с Velvet Underground и Игги Попом стоявшей у истоков панка. Не могу сказать, чтобы я был фанатом Патти, полной дискографии у меня дома нет, но от этого живого росчерка на титульной странице возник комок в горле, имеющий отношение к счастью — как рукопожатие или улыбка. Нечто похожее, но сильнее, я испытал, когда смотрел видео с концертом Патти в Москве. Римский профиль, рок-н-рольный драйв, сносящий все на своем пути, простые, четкие и при этом ураганные гитарные рифы. Что-то настоящее, цельное, невероятно крутое, пробивающее брешь во времени. Поскольку мой английский не так хорош, как хотелось бы, книжку я поставил на полку, а недавно зашел в «Плиний» — и вот, надо же, стоит на полке, переведенная.

Время, про которое рассказывает Патти Смит, —это уже не жизнерадостная эпоха шестидесятых, Flower Power уже осыпались, повсюду гуляет холодный ветер. В Нью-Йорке наступает время декаданса — блестки в темноте, манерный Уорхол, тягучий Лу Рид, звуковая волна уже далеко не цветочная, она погружается во мрак. Декаданс творится не только в Америке, но и в голове двадцатилетней угловатой девушки из религиозной семьи, которая отправилась в Нью-Йорк, с одним этюдником и несколькими долларами в кармане. Там ночью она встречается с Робертом Мэпплтропом, тоже художником, вышедшим погулять после приема ЛСД и спасшим ее от насильника. Вся книга Патти Смит — про их странную любовь и сотрудничество.

Поначалу пафосный стиль Патти немного отпугивает, но потом понимаешь, что пишет она честно, и под конец книги проникаешься к ней такой симпатией, что заочно она становится настоящим другом.

Вся книжка будто бы происходит ночью, Патти и Роберт гуляют по ночному Кони-Айленду, в карманах медяки, в голове «Роллинг Стоунз» и Артюр Рембо. Ночью они рисуют, сочиняют стихи, роются в помойке. У Роберта обнаруживаются гомосексуальные наклонности; воображая себя проклятым художником и полуночным ковбоем, он идет на панель, пытается избавится от христианского авторитаризма своей семьи (в детстве он был мальчиком алтарником). «Роллинг Стоунз», Алистер Кроули, договор с сатаной, целенаправленное уничтожение всех запретов, вши, гонорея, лихорадка. На все это смотрит Патти, цельная и трезвая — постепенно трансформирующая этот хаос в рок-н-рольный ураган — поначалу внутренний, потом появляется музыка. Сильная и настоящая.

Роберт, в общем-то, выглядит самовлюбленным и законченным мудаком, перечень событий в книге зачастую кажется мерзким, но Патти по-детски верит, что через всю грязь они вдвоем прорвутся к искусству. Так внешне мерзким может казаться человек, принявший сильнодействующий наркотик и чье сознание путешествует по неведомым глубинам. Патти не осуждает Роберта, в конце концов умирающего от СПИДа, и это искреннее неосуждение, эта любовь впечатляют не меньше, чем христианское всепрощение. И одновременно становится ясно, что у христианства и богоборчества Патти — одни корни.

«Иисус умер за чьи-то грехи, но не мои!» — уверенно поет Патти Смит в одной из самых известных своих песен, и я готов повторять за ней эти слова вновь и вновь. «Иисус кажется мне великим, и это честь для меня — бороться с ним», — пишет она в книге. Кажется, так Иаков боролся с ангелом.

Еще одно потрясение от книги (сновидческого характера) — отель «Челси», где жили Патти и Роберт. Один человек, принявший ЛСД, рассказывал мне, как оказался в отеле, бесконечном во все стороны. Одни этажи пустовали, на других слышались голоса, на этажах жили люди, и все эти люди были частями его самого. Отель «Челси» (именно тут появилась песня Нико «Chelsea Girls») был чем-то похожим. На одном этаже здесь жил Берроуз, с дробовиком и пишущей машинкой, на другом Артур Кларк писал «Комическую одиссею». Тут жил Боб Дилан, там Дилан Томас, Керуак, Хендрикс, Джоплин, Лу Рид. Художники, музыканты, поэты, профессора-египтологи, музыка, шаги, голоса, шорохи. Патти ходила по гостиничным коридорам и заглядывала в комнаты, сидела в углу и рисовала.

Читая Патти Смит, постоянно ловишь себя на мысли, что о самом главном в книге ничего нет. О том самом искусстве, о котором с пеной у рта кричат герои. Но это легко поправимо. Скачиваешь музыку, надеваешь наушники и в сотый раз перечитываешь «Пьяный корабль» Артюра Рембо — главный текст мирового панк-рока, написанный от лица корабля, потерпевшего крушение.

Брожения болот я видел — словно мрежи,

где в тине целиком гниет левиафан,

штиль и крушенье волн, когда всю даль прорежет

и опрокинется над бездной ураган.

Серебряные льды, и перламутр, и пламя,

коричневую мель у берегов гнилых,

где змеи тяжкие, едомые клопами,

с деревьев падают смолистых и кривых.

Я б детям показал огнистые созданья

морские — золотых, певучих этих рыб.

Прелестной пеною цвели мои блужданья,

мне ветер придавал волшебных крыл изгиб.

Меж полюсов и зон устав бродить без цели,

порой качался я нежнее. Подходил

рой теневых цветов, присоски их желтели,

и я как женщина молящаяся был, —

пока, на палубе колыша нечистоты,

золотоглазых птиц, их клики, кутерьму,

я плыл, и сквозь меня, сквозь хрупкие пролеты,

дремотно пятился утопленник во тьму.

(Отрывок, перевод Владимира Набокова)

Фото Стаса Соколова

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления