Я вообще-то не очень жалую арт-фото, особенно если оно проходит по ведомству fashion, но Кирилл Басалаев, на чьей выставке в галерее «Непокоренные» я на днях побывала, признаться, способен удивлять. Казалось бы, что здесь можно придумать нового, но работы Басалаева — действительно новое слово в этом странном, синтетическом жанре, в котором живопись настолько глубоко прорастает сквозь фотографию и наоборот, что уже невозможно определить, что же было в исходнике, до того как художник пустился с ним в эксперименты в своей эксцентричной авторской технике.
Создавая свои женские портреты, Басалаев работает с архетипами fashion-индустрии, которые можно угадать через многочисленные наслоения разных живописных техник. Дама в шляпе, покрытая трещинами, словно сеточкой кракелюра; очень мрачная работа, на которой под клубящимся вечерним небом в лесной чаще лежит белеющее женское тело, — некоторые работы имеют явный налет нуара, и эта «черная» эстетика способна одинаково быть утонченной и пугающей, порой на грани некрофильского любования. Именно на эти мысли наводит, например, стилизованная под голубоватый дагерротип работа, изображающая субтильную девушку вполоборота с вываленным языком. Кажется, та же самая модель все с той же гримасой и выставленной на первый план растопыренной бледной кистью красуется на афише выставки — сущий граф Дракула, первейшая ассоциация.
Однако это лишь некоторые работы, которые, безусловно, запоминаются, но было бы неверно думать о Басалаеве как о художнике, одержимом темой смерти. Да, он однозначно эпатирует, но делает это как эстет, со вкусом. Если какая художественная стихия и близка Басалаеву, то это, скорее всего, декаданс с налетом эротизма. Винтажные портреты с эффектом состаривания фото, покрытого пятнами времени, работы, выполненные в смешанной авторской технике, разгадать которую невозможно. Особенно привлекают эти авторские беленые холсты, то ли сшитые из кусочков, то ли с заломами, имитирующими складки слежавшейся ткани, на которых Басалаев изображает утонченных дам — то томно дымящих папиросой, то изящно сидящих с бокалом вина, то полуобнаженных. Холст, на котором проступает нечеткое изображение, будто в каком-то дымном мареве, кажется то ли выстиранным, то ли потертым, а у стоявших со мной по соседству посетителей выставки (каюсь, подслушала) даже вызвал ассоциации с плащаницей. Выглядит определенно эффектно и, хоть и не люблю этого слова по отношению к искусству, стильно.
Фото автора