NGS
Погода

Сейчас+9°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+9°

облачно, без осадков

ощущается как +8

1 м/c,

вос.

748мм 93%
Подробнее
1 Пробки
USD 90,25
EUR 97,88
Реклама
Развлечения «Родина», которую мы потеряли

«Родина», которую мы потеряли

Выставка «Родина» закрылась, так и не открывшись. Пока не начался демонтаж, я прошлась по выставке, выискивая крамолу и пытаясь понять, кто из нас сошел с ума

А маразм тем временем крепчал. В субботу мне позвонили и спешно пригласили на экстренную пресс-конференцию, посвященную очередному вытуриванию выставки «Родина» с нового выставочного пространства — из аэропорта «Северный», куда организаторы крупнейшей за последние годы выставки современного искусства вынуждены были перевезти экспозицию из краеведческого музея. Дескать, в крупном государственном музее не место искусству, которое каким-то фантастическим образом унижает нравственное достоинство русских людей. О том, почему я считаю ту, предыдущую историю с краеведческим музеем кафкианским бредом, я уже писала в одном из недавних постов. Но у кого-то — причем совершенно непонятно, у кого — фантазия разыгралась настолько бурно, что в последний момент без объявления внятных причин собственник аэропорта, как нам дали понять — под чьим-то давлением сверху, потребовал немедленно расторгнуть договор аренды — и выставку нужно было начинать демонтировать, когда монтаж уже был окончен на 80 %. Таким образом, «Родину» удалось посмотреть в основном журналистам и сочувствующим, примчавшимся в аэропорт, чтобы успеть увидеть хоть что-то.

В общем, те, кому это было надо и интересно, выставку посмотрели, а те, кто видел картинки по интернету (причем намеренно тех работ, которые в экспозицию не вошли), патриотично пыхтели от праведного гнева и рисовали плакаты для запланированного на следующий день митинга «в защиту нравственности», собравшем порядка 35 человек из загадочных организаций, в том числе националистического толка, а также общества трезвенников, православных многодетных семей и представителей прочих занимательных союзов. Это все очень смешно, но я ни капли не пошутила. На выставку никто из митингующих не пошел, хотя звали — чтоб тыкнули пальцем на определенную работу и сказали, где именно в ней притаились безнравственность, разжигание межнациональной розни, оскорбленное чувство патриотического достоинства и все такое.

Тем временем мне выставку удалось посмотреть, хотя и не до конца смонтированную. Прямо на входе в аэропорт зрителей встречало гигантское полотно Калинина и Богдалова — ремейк репинского «Торжественного заседания Государственного Совета», куда художники усадили знаковых политиков современности в мундирах с парадными лентами. Смысл о преемственности поколений настолько прозрачен и ироничен, что комментарии кажутся излишними. Рядом — портреты Путина и Медведева работы Колесникова: если приглядеться получше, можно увидеть, что портрет первого нарисован из множества акриловых факсимильных подписей другого, как и наоборот, — по-моему, ирония по поводу этого тандема просто витает в воздухе не первый год, а эти портреты вышли отличной шуткой на эту тему. Дальше — «Мягкая родина» Цветкова, арт-объект в форме карты России, состоящей из расшитых бисером мягких подушек, кем-то совершенно нарочито превратно принятых за подушки для орденов — уж где можно углядеть крамолу в этой работе, для меня остается тайной, покрытой мраком. Направо — инсталляция Бродского «Дорога» то ли с нарами, то ли с полками в поезде и развевающимися шторами с искусственным поддувом: это настолько глубокий российско-советский архетип, картинка, знакомая и плотно въевшаяся в подкорку каждому жителю России, что ассоциаций возникает множество — от поездки в плацкартном вагоне до сталинских лагерей.

Но больше всего досталось работе Гутова и Бондаренко «Россия для всех?» — наверное, молодым евразийцам, стоявшим на митинге, и «Народному собору» пришлась не по душе гигантская мозаика из баннеров, на которых написаны культовые для российской истории и культуры имена, а ниже указана национальность: Александр Куприн, татарин; Владимир Даль, датчанин; Константин Циолковский, поляк; Иван Айвазовский, армянин; Александр Суворов, шведские корни… А ассоциацию многодетных православных семей, наверное, смутил и возмутил баннер с надписью «Иисус Христос, еврей», наверное, тоже каким-то фантастическим образом оговаривающий русское православие. Ну и, конечно, Врубель и Тимофеева совершили просто акт патриотической диверсии, изобразив на гигантском коллаже всех подряд персонажей новостных лент — ведь Путину, да еще с пистолетом (ведь никто же не в силах понять, на что направлена лживая ирония художников, правда?) не место рядом с колоритным гопником, у нас и гопников-то нет в стране, а вору Ходорковскому негоже стоять рядом с патриархом.

А уж за что досталось Виноградову с Дубосарским, я и вовсе отказываюсь понимать. Известнейший как в России, так и за рубежом тандем, который обычно занимается стебом над масскультом и глянцем, призывая на помощь великих художников прошлого. Одна из их работ — так просто интеллектуальный коллаж, в котором они постмодернистки играют осколками мировой культуры, здесь можно разглядеть кого угодно — от Малевича и Петрова-Водкина до Кустодиева и Репина. И это правда гармонично, интересно, где-то иронично и, безусловно, здорово, нет здесь даже привычной для этих художников саркастичной провокативности — лишь культурная игра. Не говоря уже о полотнах «За отвагу», очень светлая, лишенная и грамма стеба картина, где художники изобразили ветеранов посреди залитой солнцем поляны — ну что же, кому-то, возможно, это может показаться уколом в свой адрес, ведь о ветеранах, которые у нас окружены комфортом и почетом, что впору беспечно танцевать в солнечных лучах, принято вспоминать лишь на майские праздники, чествуя их пожухлой гвоздикой.

К сожалению, формат блога не позволяет мне подробно рассказывать обо всех экспонатах выставки, но одну могу утверждать наверняка — ничего крамольного, ничего, что было бы даже на грани, на выставке нет и в помине. И я, как и многие другие, и вправду не могу понять, что же тут такое происходит на самом деле. Не понравились портреты гастарбайтеров разных национальностей на затирочных досках, так емко и едко высказавшие, что есть Россия для рабочих иммигрантов и что иммигранты — для России? Что именно тут углядели — разжигание межнациональной розни или унижение чувства национального достоинства? Ну так инцидент можно полностью исчерпать, посмотрев на работы Алексея Каллимы, чеченского художника российского происхождения, считающего себя патриотом Чечни и прославившимся работами с чеченцами в «Адидасе». Здесь он просто представил серию фото, разбивающих клише о «злом чечене», изобразив чеченцев с чупа-чупсом. Если уж говорить о разжигании межнациональной розни, то «Родина» — как раз об обратном, о толерантности. О стереотипах и клише о России, застывших в бесчисленных лубках и вытеснивших истинные культурные ценности, о тоске по ним. Выставка с безусловным политическим подтекстом, в котором нет ничего криминального, радикального и оскорбительного, — критика и та ограничивается иронией.

Фото Анны Золотовой

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления