Представителей некоторых профессий в Новосибирске принято каждый раз приветствовать репликой: «Эй, ты еще не в Москве?». Музыканты — как раз из них. НГС.РЕЛАКС составил список главных героев новосибирского шоу-бизнеса, способных собрать зал от 500 человек и более. И — собрать с них деньги (имеются виду выступления не на открытых фестивалях или под крылом заезжей звезды, а именно концерты, на которых публика платит за имя местного артиста). Симптоматично, пожалуй, то, что большинство в нашей пятерке — артисты, вписывающиеся в жанр без торчащих наружу экспериментов, играющие музыку, которая могла быть написана и записана и 10 или 20 лет назад.
Русский рок: «Коридор»
Празднуя свое двадцатипятилетие, в прошлом году «Коридор» собрал 800 человек в «Рок Сити»; в нынешнем году снова отыграл юбилейный концерт в ДКЖ (с академическими музыкантами из НГАТОиБ) с тем же показателем. Исполнители лиричного с легким надрывом русского рока, «Коридор» — главная новосибирская рок-группа. И таковой остается уже лет 15.
Но топографическим реалиям «Коридор» вообще-то предпочитает универсальную лирику. Сюртуки и скрипачи, камины и клавесины — «старые», танго — «последнее», дорога — «дальняя», тоска — «немая»; «я спал, я остался, я выпил немало, мой вопль метался по стенам подвала»…
Аудитория «Коридора»: взрослые мужики — ровесники музыкантов (плюс у «Коридора» давняя дружба с байкерами) и романтичные девушки — ровесницы группы. «Их аудитория обновляется молодежью, которые любят горы, походную романтику, — таких по-прежнему много среди студентов, и «Коридор» у них популярен», — размышляет директор «Рок Сити» Максим Коротких. В эпоху до социальных сетей «Коридор» мог похвалиться таким атрибутом настоящего признания, как неофициальный сайт. В эпоху расцвета музыкальных видео — чуть ли ни первой в Новосибирске группа всерьез снимала клипы.
Блатная музыка: Владимир Тимофеев
Собирает аншлаг в зале ДК «Прогресс» (на 800 человек). Возможно, вы не слыхали о господине Тимофееве, но и о том, что Стас Михайлов — самый популярный певец нашей родины, вы тоже, вероятно, узнали недавно.
Вертолетчик по образованию и бизнесмен по жизни, Владимир Тимофеев затрагивает в лирике темы казенного дома, барахолочки и бутылочки, скрепляющей мужскую дружбу, но главное — души и ее томлений.
«Неплохой музыкант, котируется даже в целом по России, — комментирует главный редактор радио «Шансон» в Новосибирске Владимир Воронов. — Это классический шансон, из разряда раннего Михаила Круга или, скажем, Шуфутинского. От других новосибирских исполнителей его отличает качество звукозаписи и аранжировок. На местных студиях качество часто не очень, а он занимается музыкой вплотную и пишется, например, в Питере».
Тяжелая музыка: Rhemorha
Металлисты Rhemorha принадлежат к тому поколению, которое в 90-е носило в школу «нефорские» майки Iron Maiden; собрались в 2006 году. Поют по-русски — про вечно обуревающую звезд хэви-метал смертную тоску. А в августе 2010-го собрали на презентации первого альбома в «Рок Сити» 600 человек, что для сольного концерта новосибирской тяжелой группы беспрецедентно. После этого Rhemorha по большей части переключилась с Новосибирска на выступления на зарубежных фестивалях и разогрев в российских турах таких небезызвестных иностранцев, как Papa Roach, Soulfly и Sepultura. Везет их сюда агентство Star Therapy Promotion, в руководстве которого — гитарист Rhemorha Алексей Пахомов, который объясняет успех группы именно своей наработанной менеджерской хваткой.
Рэп: DИ'АСПОРА
По оценкам директора «Рок Сити» Максима Коротких, среди новосибирских рэперов легче всего собрать публику именно DИ'АСПОРА — толпу, близкую к полутысяче, они собирали и в «Рок Сити» в декабре прошлого года, и в клубе «Бегемот» (куда больше просто не помещается) в октябре и феврале нынешнего.
DИ'АСПОРА образована в 2006 году Стивом и Мэнычем, оба — 80-х годов рождения; один — из Усть-Каменогорска, другой — с ВАСХНИЛа. Public Enemy и Тупака расслышали и полюбили в конце 90-х. «У них близкие к народу тексты, раскрывающие проблемы улицы, — поясняет арт-директор «Бегемота» Илья Ледяев. — Это, конечно, то, к чему стремится любой рэпер, но нужно же еще уметь это донести. А у них — четкая дикция, хорошее качество исполнения и записи». «Группа существует довольно давно, у них много материала, жизненные тексты с лирикой. И людей, вероятно, привлекает то, что у них нет пугающе экстремального — призывов к насилию, злоупотреблению веществами, — поясняет Максим Коротких. — Там, где экстрим, — в музыке, в текстах, — аудитория всегда резко сужается, это не какая-то новосибирская консервативность. Вообще лирическое направление в рэпе сейчас на пике популярности, и слушать его идет «красивая молодежь» с деньгами, лет от 25. Такова, в том числе, и аудитория DИ'АСПОРА».
Музыка для взрослых
Музыка без приставки «поп» работает по другим законам, и здесь выбрать самых массовых героев сложно. Строго говоря, первым тут можно назвать Новосибирский академический симфонический оркестр. «Они собирают тысячный зал в ДКЖ, — комментирует пресс-секретарь филармонии Марина Монахова. — Но особый случай, практически закрытый мир: система абонементов, которые люди покупают уже много лет — для них это традиция, они привыкли сидеть друг с другом рядом на концертах. Его аудитория — в основном люди зрелые, это естественно, что к такой музыке люди обращаются с жизненным опытом.
Дальше идут сразу несколько коллективов, которые легко собирают аншлаг в камерном зале филармонии (440 мест. — Е.П.). Это «Маркелловы голоса» (названный по имени русского распевщика XVI века Маркелла Безбородого ансамбль, изначально концентрировавшийся на аутентичном исполнении старинной музыки, а позже перешедший к разнообразным экспериментам). Дальше — эстрадный оркестр филармонии, который работает с популярным репертуаром, не претендующим на глубину, и привлекает самую широкую аудиторию. И, наконец, камерный оркестр филармонии, концерты которого имеют в некоторой степени репутацию светского мероприятия, часто — с участием VIP-персон».
Руководитель филармонии Владимир Калужский считает, что публика идет не на имена, а на программы: «Те же «Маркелловы голоса», если бы они меньше заигрывали с популярными жанрами, привлекали бы меньше.
Но это, в конечном счете, вопрос нашего менеджмента, — значит, мы не совсем умеем продавать то, что не «поп». А из традиционной музыки аншлаги в ДКЖ и Доме ученых Академгородка (то есть — около тысячи человек) собирает Государственный академический Сибирский русский народный хор, исполняющий традиционный материал, адаптированный под современное восприятие.
Елена Полякова
Фото liveinternet.ru (1), gdechego.ru (2), Татьяны Кравченко (3)