Французский «Артист» попал в шорт-лист главного «Оскара», куда по определению допускаются только англоязычные фильмы, и, больше того, он реально на эту награду претендует. Оказалось, что фильм ловко обошел этот препон, потому что в нем… не говорят, ну то есть почти совсем.
В эпоху бесконечных и как будто все более бессмысленных технических инноваций «Артист» предлагает совершить путешествие во времени — в 20–30-е годы прошлого столетия. Чем ни искушение, перед которым трудно устоять. Он возвращает во времена, когда кино могло обходиться всего четырьмя ингредиентами: игрой света и тени, мужчиной и женщиной. Тогда этого было достаточно, чтобы возникло колдовство.
То, что немое кино — притягательная площадка для упражнений в режиссуре, показали Мел Брукс и Педро Альмодовар. Последнему для этого хватило маленькой истории про карманного любовника в «Поговори с ней». То, что Голливуд — не просто фабрика по производству фильмов, а параллельно существующий мир, не имеющий отношения к реальности, засвидетельствовали «Пурпурная роза Каира» Аллена и «Бартон Финк» Коэнов.
Но это и собирательный образ: с таким же успехом во внешности главного героя можно разглядеть черты Кларка Гейбла, а в финальной виньетке еще и намек на Фреда Астера… Прелесть «Артиста» в том, что тут нет ничего однозначного.
Победить Голливуд на его территории — чем не повод для драки или хотя бы для того, чтобы в нее ввязаться. Неочевидный режиссер с прибалтийской фамилией Хазанавичус смело бросился в бой. Он, может быть, и не так хитер на выдумку, как его соотечественник Жан-Пьер Жене, но жидкий на события сценарий держит крепкая нить неожиданного и смелого концептуального хода и мелодраматическая история — главный тогдашний жанр.
То, что у Жана Дюжардена обильная физиогномика (ему всякий раз ну просто некуда девать гримасы), было понятно еще до «99 франков», все же не ставших его визитной карточкой. Как, например, Амели Пулен для Одри Тоту или Эдит Пиаф для Марион Котийяр.
Но теперь понятно, что Дюжарден доигрался: образ Валентайна прилипнет к нему основательно и надолго. И хотя иметь роль-визитку опасно для профессионального самоуважения, это все же лучше, чем не иметь таковой вовсе.
Этот фильм появился в тот самый момент, когда Голливуд, понурив взор, системно переводит в объемный формат все, что нужно и не нужно, «кричит в полный голос», что сила кино в его первородной слабости. Времена, когда актер был на экране главным, это только не 20-е годы прошлого века, а и 70–80-е. И у современных деятелей кино, озабоченных разработкой новейших технологий, «Артист», как красивая метафора, конечно, пробуждает по ним тоску.
Фото kinopoisk.ru