Ася Шеина рисует по-феминистски сатирические портреты нашего общества, в котором женщины — рекламные манекены без лиц, а мужчины — породистые кобели, заглядывающие им под юбки.
«О любви и разных собаках» — эксцентричное название выставки петербурженки Аси Шеиной, которую представляют как художницу-феминистку, и пестрые собаки на буклете могут заставить подумать, что речь пойдет о суках в самом неприличном смысле этого слова. Метафорическом, разумеется. А при беглом взгляде с первого этажа «Сибирского Молла» на гигантские картины Шеиной, обосновавшиеся на втором, в галерее современного искусства «Непокоренные», мне вообще сперва привиделись Виноградов с Дубосарским. Сразу стало занятно.
Виноградов с Дубосарским померещились мне неспроста — этих культовых современных художников, жестоко стебущихся над гламуром, рекламой и обществом потребления, Шеина явно любит и невзначай то здесь, то там цитирует их нарочито примитивный стиль, похожий то ли на комикс, то ли на детскую раскраску в пасторальных тонах. Только вместо стереотипных рекламных образов, вписанных в пространство известных классических картин, художница на гигантских красочных полотнах сталкивает разнообразных харизматичных собак всевозможных пород и безликих идеальных девушек со схематичным эротизмом. Тут-то и становится понятно, что под собаками имелись в виду кобели, а под любовью — потребительское отношение к женщине в современном обществе.
У Асиного ироничного, но желчного феминизма не женское лицо — у него вообще нет лица. Его заменяют пустые овалы, которыми художница награждает своих героинь, зато собаки прописаны удивительно детально и мастерски. Смотрят человечьими глазами, заглядывают под юбку девушкам, покорно вытягиваются по струнке при виде полуголой укротительницы с хлыстом, валяются в ногах и смотрят жалко-сальными глазами.
Псы на картинах художницы выглядят выпукло, шершаво, кажется, из полотна сейчас полезет шерсть — рискну предположить, что для создания такого эффекта Шеина использует то ли грубую грунтовку под акрил, то ли мешает краску с песком или клеем. Но не ждите радикальности, цинизма или жесткости: противопоставление мужского и женского — этот еще один проклятый, гендерный, вопрос — для Аси Шеиной не более чем снисходительная шутка. Как по отношению к женщинам пошиба кукол Барби, так и по отношению к кобелям, этот образ потребляющих. Трогательные песики выглядывают даже из пасторальных наивных кустов а-ля Анри Руссо — что может быть невиннее и трогательнее.
Фото автора