NGS
Погода

Сейчас+5°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+5°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как +2

2 м/c,

зап.

746мм 72%
Подробнее
5 Пробки
USD 91,69
EUR 98,56
Реклама
Развлечения Джаз на органе вслепую

Джаз на органе вслепую

Голландский дуэт Jazz Prominents поразил харизматичной игрой на трубе, напоминающей звучание дудука, и виртуозным органистом, страдающим полной слепотой.

Для меня IX Рождественский фестиваль искусств начался с концерта удивительного дуэта из Нидерландов Jazz Prominents в камерном зале Новосибирской филармонии. Любителям джаза (к которым я себя, впрочем, не отношу) то, что делают всемирно известные голландцы Берт ван ден Бринк и Эрик Влойманс, может показаться довольно противоречивым экспериментом. Это джаз, исполненный на трубе с органом! Если и есть в академической музыке самый монументальный и торжественный инструмент, так это орган с его возвышенным апокалиптическим звучанием. Поэтому сходить на концерт Jazz Prominents стоило хотя бы ради того, чтобы посмотреть, как это — исторгать безудержный джаз из органа. Причем дополнительной интригой послужило то, что Берт ван ден Бринк, известный в Европе как джазовый пианист, полностью слеп.

Выступление дуэта оказалось немного перформансом, немного импровизацией, немного экспериментом с саунд-эффектами. Помню, перед каждым экзаменом в музыкальной школе мы тренировали себя так, чтобы суметь отыграть буквально с закрытыми глазами — учились играть экзаменационную программу с завязанными полотенцем глазами. При упорных тренировках и определенной сноровке у некоторых с горем пополам выходило. Но как можно играть вслепую на органе, сразу на нескольких мануалах, в том числе ногами на педальной клавиатуре, и одновременно управляться с пультом — для меня это просто уму непостижимо, нечто на грани фантастики.

Записи Влойманса я впервые услышала года 2–3 назад, даже не зная, что это тот самый востребованный во всем мире джазовый трубач, и даже не подозревая, что он играет на трубе, подумав, что это какой-то восточный духовой инструмент! Теперь мне вживую довелось увидеть, настолько виртуозно он владеет трубой: использует различные саунд-эффекты, то зажимая раструб, то приглуша звук ладонью — и даже наклоняясь под крышку рояля, добиваясь акустического эффекта горного эха. Манера игры Влойманса настолько харизматична, что, слушая звучание его трубы — мягкое, бархатистый, с обертонами легкой хрипотцы, гулкое, почти деревянное, лишенное привычной бравурности меди, — может показаться, что со сцены звучит нежный армянский дудук! Иногда всхлипывающий, срывающийся на излете ноты и безмерно печальный.

Теперь попробуйте представить, каково звучание этого необычного дуэта. Конечно, были и привычные джазовые синкопы, оба музыканта сыпали колючими секундами, а ван ден Бринк даже имитировал ритмы контрабаса, играя ногами на педальной клавиатуре. Однако это вовсе не тот зажигательный джаз, к которому мы привыкли, — эти голландцы играют в каком-то своем уникальном меланхоличном стиле, с элементами фьюжна и этники, заставляя сочетанием торжественной органной октавы с «бархатной» трубой плыть тягучий, почти космический звук по залу. Чего стоит одна аранжировка индийского гимна, который, по рассказу Влойманса, он однажды услышал в исполнении хора девочек в индийской деревушке и лишь потом узнал, что это за музыка.

Ван ден Бринк к тому времени уже пересел за рояль, поскольку не мог не сыграть на обнаруженном в филармонии легендарном «Стейнвее», а труба Влойманса звучала особенно меланхолично и эпично.

Фото Евгения Иванова

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления