NGS
Погода

Сейчас+7°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+7°

пасмурно, без осадков

ощущается как +4

2 м/c,

с-в.

746мм 62%
Подробнее
0 Пробки
USD 91,69
EUR 98,56
Реклама
Развлечения «Царь» зверей

«Царь» зверей

Иван Грозный и его верные медведи в главном русском фильме года безумствуют с особой жестокостью

Петр Мамонов в роли Ивана Грозного предсказуемо сходит и сводит с ума

На закрытии фестиваля «Неправильное кино» в Новосибирске за две недели до официальной премьеры (4 ноября) показали один из главных отечественных фильмов года - «Царь». Главный отечественный – сразу по нескольким причинам. Во-первых, это последняя роль Олега Янковского, - причем последняя роль из тех, которые вызывает у зрителя холодок по спине: надо же, как получилось. Во-вторых, Павел Лунгин стал совершенно народным режиссером после «Острова». В-третьих, - Петр Мамонов в роли Ивана Грозного.

Год 1565 от Рождества Христова. Находящийся с Христом в сложных отношениях — смеси страха божьего и богоборчества, фанатизма и вседозволенности, — царь Иван Грозный приглашает в Москву настоятеля Соловецкого монастыря Филиппа (Янковский). Ему предлагается принять сан митрополита — предшественник, насмотревшись на ужасы опричнины, удалился в монастырь. А еще — стать чем-то вроде доброго ангела для самого Грозного. Личный бес — шут Вассиан — у Грозного уже есть. Играет его Иван Охлобыстин, про которого вначале думаешь, что в мерзости и бесноватости он переигрывает, пока не понимаешь, что шуты, скорее всего, тогда всегда переигрывали. В следующие два часа — Грозный стремительно увязает в хаосе. Днем просит казнимого якобы заговорщика «не являться ему ночью», а ночью — мечется по спальне от стены к стене, с шепотами и криками за себя и за воображаемое привидение.

Пытки, отрубленные головы и кишки помешают «Царю» быть наглядным пособием на школьных уроках истории
«Царя» показали в Каннах — вне конкурса, в программе «Особый взгляд»

«Царское» средневековье выглядит густым и правдоподобным. Цвет и свет в нем ассоциируется с «холст, масло», а многие кадры, кажется, отчетливо намекают на живопись. Фильм снят американским оператором Томом Стерном, работавшим на всех фильмах Клинта Иствуда в последний десяток лет — от «Кровавой работы» до «Гран Торино». Большая панорама в фильме убрана за кадр: трагедия Грозного загнана в сжатые декорации царских покоев, обыграна скупым светом среди душной темноты. Есть одна сцена битвы — она напоминает о том, что передача большого побоища при небольшом бюджете нарезкой крупных планов бывает эффектным приемом, а не посмешищем.

Мамонов и Янковский в перерыве между съемками

На «Царя», скорее всего, не поведут школьников для наглядной иллюстрации курса истории. Стремление подогревать градус безумия и жути в «Царе» равняется на «Апокалипсис сегодня»: даже помня о том, что Грозный — первая ассоциация с жестоким правителем, в начале фильма трудно вообразить, что увидишь в конце. Сам царь, его окружение, да и народ проводят практически все два часа экранного времени в нарастающем психозе.

Хаос, в котором увязает Грозный, можно считать медицинской патологией, развращающим действием власти или неприкаянностью души

Фильм начинается с коллективной истерики, в которой все ползут и орут, разевая аутентично сгнившие рты, а Грозного чуть ли не закатывают в ковер. И продолжается с ритмичным учащением натуралистичных сцен насилия: пытки, гвозди, забитые в плоть, рвущий — крупным планом — кишки опального воеводы медведь.

Фильм снят постоянным оператором Клинта Иствуда

С другой стороны, если продолжать тему наглядной иллюстрации, — «Царь» как раз более чем нагляден, весь выстроен на понятных метафорах и увесистых символах. Вот, например, в начале фильма Филипп маркируется как человек Возрождения, показывая и расхваливая чертежи Леонардо. В финале мы увидим, как прогрессивные конструкции мельниц и других полезных вещей превращаются, на радость и веселье царю, в орудия пыток — достаточно добавить несколько гвоздей.

«Царь» привлечет зрителей если и не темой, то актерским составом

С православием, фирменной темой Лунгина после «Острова», в «Царе» получается непросто. Герой Мамонова представляет языческую, безжалостную версию православия, герой Янковского — всепрощающую и гуманную, вполне современную. Мамонов и Янковский равно убедительны, но в поддержку митрополита подтягивают чудеса (в религиозном смысле слова) — и здесь «Царь» обращается в лубок и слабость, что ему вообще-то не свойственно. Чудо липовое, а значит, митрополит остается один.

Царица в фильме выглядит пришелицей из современных комиксов

Можно представить, за что «Царя» будут ругать. Например, за то, что он спекулирует на своей жестокости, а садизм его персонажей — настойчивый и напоказ, чуть ли не с репликами в зал.

«Языческая казнь» с помощью медведя — одна из самых жутких сцен

Едва ли тут страдает историческая достоверность. Но никуда не деться от ощущения, что значительную часть зрительских потрясений «Царь» добирает сценами насилия. В результате фильм местами прогуливается по грани черной, как зуб средневекового крестьянина, комедии, обыгрывающей чуть ли анекдотические штампы. По грани проходят эпизоды с почти заботливым круглолицым мужичком Малютой Скуратовым (Юрий Кузнецов), который ходит на работу в пыточную со скучающим сынишкой. За грань проваливается царица, которая выглядит и ведет себя как какая-нибудь нацистская валькирия из трэшевого комикса.

Тот же самый перебор в «Царе» и со слишком утрированной и настойчивой музыкой. Да и ключевые темы (аморальность власти, вера истинная и ложная, проклятые вопросы отечественной истории) и символика тоже могут показаться слишком простыми, выпуклыми и прямолинейными.

Но если не пытаться загнать «Царя» в высшую лигу — поминая Эйзенштейна или Тарковского или еще кого-нибудь, — он окажется просто хорошим или очень хорошим историческим кино.

С ровным до самого конца и внятным сценарием, с редкой для отечественного костюмного фильма аутентичностью и мощной визуальностью, с предсказуемо великолепными актерскими работами: от играющего в абсолютной аскетичной сдержанности Янковского до выступающего в своем известном амплуа не актерства, а взрыва и коверканья границ реальности Мамонова.

Елена Полякова

Фото kinopoisk.ru (1, 7), openspace.ru (2, 3, 5, 9), film.ru (4), fotki.yandex.ru (6), snob.ru (8)

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления