Прежде чем стать промоутером, Вадим Прусаков поработал издателем, занимался организацией выборов в разных уголках нашей необъятной родины — в общем, был весьма далек от клубного бизнеса. Этот человек является одним из самых успешных промоутеров города, однако остается в тусовке фигурой хоть и авторитетной, но весьма неоднозначной. В беседе с корреспондентом НГС.РЕЛАКС Вадим дал оценку как своим проектам, так и актуальным вопросам ночной жизни города.
С чего для тебя начался клубный бизнес?
С того, как мы с Кудрявым (Алексей Швецов — ныне фейсменеджер клуба «Кабаре». — прим. автора) решили открыть клуб, а потом он его открыл сам совместно с архитектором Федей Бухтояровым. Это был клуб Opium. Думаю, тогда это было самое крутое место в городе. Они что-то там делали, я тоже что-то делал, так постепенно и ввязался.
И как же выглядело это «что-то»?
Были какие-то идеи, мы их реализовывали, причем часть из них была очень смешной. Смешной в смысле денег в первую очередь. Например, в клубе проходили дни, которые назывались «Профилактика Party», когда гостей мы приглашали со своей музыкой. Люди приезжали с дисками, хотя таких было немного —10–15 человек, и все веселье проходило для них. Заработать на подобных вещах оказалось сложновато, но было забавно.
Похоже, Opium был открыт из филантропических соображений?
Мы, конечно, надеялись не только на славу, но и на коммерческий успех. Но никто толком не знал, как его добиться. Тем не менее Opium в какой-то мере повлиял на всю тусовку города. Именно там впервые зазвучали танцевальные версии русских хитов типа «Летящей походкой» и «Маргарита» — и все приезжали их послушать. Кроме того, очевидно, что интерьер клуба Portfolio, появившегося вскоре после продажи площадки Opium’а, повторял многие удачные ходы интерьера, созданного Бухтояровым.
А потом ты и Алексей создали абсолютно коммерческий клуб «Нефть»?
Не создали, скорее замутили. Было несколько этапов большого пути. После Opium’а был клуб «Амнезия», из которого мы достаточно быстро ушли. Потом какие-то частные вечеринки, потом пара мероприятий на летней площадке кинотеатра «Победа», потом клуб Index. «Нефть» появилась тогда, когда я уже планировал с клубами расстаться. Просто случайно подвернулось хорошее помещение…
Быстро размножающиеся клубы с бесплатным входом — это новый этап развития или веяние моды?
Сейчас по сути клубы губят себя бесплатным входом, получая прибыль исключительно от бара и от спонсоров. Они отрезают себе возможность развиваться: им негде брать деньги на «привоз» артистов, на приглашение местных групп. Никто не станет тратить на промо деньги, заработанные на алкоголе, а спонсоры хотят давать деньги только на успешные коммерческие проекты. В итоге бесплатные ночные заведения работают на алкоформат, где по сути, кроме как выпивать и клеить девиц, делать особо нечего: музыка коммерческая, а это значит довольно однообразная. Нередко играют одни и те же хиты, а разносторонних интересных ди-джеев в Новосибирске так же мало, как хороших промоутеров или веселой интеллигентной тусовки.
Не устаешь на работе? Бывает такое, что слушаешь танцевальную музыку «для себя»?
На ночные мероприятия хожу все реже и реже, стараюсь ограничиваться оргвопросами. Дома слушаю Шопена, Брамса или Coco Rosie с Тоm Waits. Клубную музыку по большому счету дома слушают, я надеюсь, только диск-жокеи. Наверное, так и должно быть: house — прикладная музыка, под нее или танцуют, или ездят на машинах с сабвуфером.
Как «правильно» ходить по клубам?
Считается хорошим тоном начать pre-party в «Макарони» или «Якитории», потом объехать несколько клубов (благо — вход бесплатный), а под утро переместиться в Place или «Красную площадь». К сожалению, ничего лучше в смысле after-party у нас пока нет. Утром все бредут по кофейням, в Diner или в открытый на радость тусовке круглосуточный Beerman.
Это московский подход?
Можно и так сказать. Хотя в Москве не очень много клубов с бесплатным входом, а в те, что есть, попасть гораздо труднее, чем в наши. Модные молодежные и иные клубы, которые работают на привозе популярных коллективов и разных хороших музыкантов электронной сцены, все с платным входом. Например, полубогемные «Икра» или «Солянка», Gaudi Arena или демократичная «Зона», которая с входа приносит столько денег, что Горобий с Андреасом (промоутеры клубов Dяgilev и Rай — прим. автора) только скрипят зубами от зависти.
Что определило формат «Нефти»?
Наша убежденность в том, что для клуба не нужно по большому счету ничего, кроме звука, света и бара.
А туалет и гардероб?
Все это достраивалось в процессе: мы открылись фактически без гардероба и туалета, но быстро поняли, что людям это тоже необходимо. Вообще, «Нефть» открыли достаточно дешево — в расчете на быструю окупаемость.
Окупается?
Пока все нормально. Но тоже есть нюансы: никто не ожидал, что откроется столько клубов, работающих в том же формате. Вот Alibi… Если бы знали заранее, что он откроется, то, пожалуй, вложили бы больше денег в интерьер. Да и вообще, наверное, на том месте, что сейчас занимает «Нефть», более прибыльным был бы какой-то ресторанный проект.
Зачем «Нефти» нужен фейсконтроль?
Если вход бесплатный, то клуб оставляет за собой право выбирать свою публику. В Новосибирске впервые фейсконтроль появился в DJ-bar «Этно», потом — в Opium, потом — в Portfolio, затем — в Index, потом — в клубе «DОЖDЬ» с входом «строго по карточкам». Сегодня в той или иной форме эта опция присутствует практически во всех клубах города. Практика показала, что фейсконтроль на самом деле имеет смысл, и тусовка может формироваться таким способом. Единственно, что большая ответственность ложится на фейсконтрольщика. Бывает он и по голове может получить, не пустив кого-то. Вообще, хороших фейсконтрольщиков мало. Если меня оставить на входе, я превращу клуб в руины за два уик-энда. У нас на входе стоит бессменный и практически незаменимый человек Герман. Раньше стоял Кудрявый, и хотя он не только стоял на входе в «Нефть», но и у истоков самого клуба, недавно он ушел в клуб «Кабаре». Могу предположить, что его профессиональные качества настолько уникальны, а сам клуб «Кабаре» так хорош, что, как бы это сказать ловчее, все это великолепие должно быть как-то уравновешенно. Что касается «Нефти», мы работаем сейчас над тем, чтобы к нам теперь вернулись гости погламурнее.
Кстати, есть ли, на твой взгляд, у нас настоящий гламур?
Новосибирск — истинно гламурный город. Даже в Москве все проще: приходишь куда-нибудь, а там доброжелательные лица, приятные люди, все очень мило, high fashioned dress-code требуется только в самых пафосных местах. У нас же все невероятно серьезно. Вопрос гламура для новосибирцев очень важен: люди оглядывают друг друга, определяя, кто кого гламурнее, и очень огорчаются, если кто-то кого-то перегламурил, много говорят об этом, а новосибирский глянец продается только из-за публикуемых в них разделов светской хроники.
Существуют ли в реальности мифологические образы «папика» и «девушки-нетяжелого-поведения»?
Хочу сразу сказать, что клубы — это зло. Туда нормальный человек не пойдет. Так что классификация подобная просто не нужна. Каждый мужчина, «кому за чо», я думаю, в душе «папик», которого к девицам 17 лет влекут отнюдь не отцовские чувства. Да и девушки, которые ходят в клуб и напиваются за счет «папиков», вряд ли делают это из-за чувства протеста к мировой несправедливости по распределению денег или в качестве антиглобалистской акции. В итоге каждый получает то, за что боролся.
В центре города 5 клубов в 5 минутах ходьбы друг от друга, и все с бесплатным входом. Как они борются между собой за клиентов? Ценами в баре?
Ценами на алкоголь мы не конкурируем: такие заведения изначально ориентированы на людей состоятельных, для которых разница в пятьдесят рублей на аналогичные позиции не принципиальна. Поэтому стараются привлекать качеством фейсконтроля, безопасностью и комфортом пребывания и все-таки качеством музыки. Наверное, с открытием новых заведений методы конкурентной борьбы будут совершенствоваться — тусовки, в общем-то, не так много.
А нечестные приемы в такой борьбе используются?
Ну можно ли назвать переманивание ди-джея нечестным приемом? Или засылку промоутера в чужой клуб с пригласительными на свою вечеринку? Это рынок и бизнес, тут все средства хороши, если они не идут вразрез с УК. Может быть, используют, но я конкретных примеров не знаю — бандитских разборок и наездов точно нет. Пользуясь случаем, хотел бы попросить ди-джея Sash’y не раздавать в «Нефти» пригласительные в Index (кстати, названия обоим клубам придумал я), а Кудрявого, коль скоро наша реклама шла на его телефон, — не отвечать, что «я там больше не работаю и не знаю, работает «Нефть» или нет, и что там вообще». Мелкие и крупные гадости — дело очень глупое: клубная сфера узкая, все друг друга знают, и любые подробности становятся мгновенно известны. Никто попросту не хочет портить свою репутацию. Хотя, с другой стороны, что такое репутация по сравнению с наличными?
Евгения Ердакова
Фото Алены Балгеймер