В последние несколько лет Шнуров получил не просто признание, но, что немаловажно, уважение. Об истории его группы пишутся книги, его интервью печатаются в серьезной прессе. В нашем городе, например, у Сергея взяли интервью для одного глянцевого бизнес-журнала. Сергей Шнуров в Новосибирске — гость нечастый. Последний визит «Ленинграда» прошел в 2003 году, когда группа выступила на открытии ресторана «Тинькофф», попутно отыграв в ККК им. Маяковского. В этот раз музыканты приехали «продвигать» свою последнюю пластинку «Аврора», вышедшую в конце ноября прошлого года.
На часах — восемнадцать пятьдесят. Через десять минут должен начаться концерт. «Ленинградцы» заканчивают саунд-чек. Все очень по-домашнему. Бэк-вокалистка Юля в скромном зеленом свитере и джинсах, еще не переодевшись в яркое сценическое платье, похожа на мальчика-подростка. Кто-то смеется над бархатной помпезностью кинозала «Маяковского», на что Сергей Шнуров замечает: «Зал какой-то… филармонический». В зале еще только журналисты и самые преданные поклонники — четверо парней с зенитовскими шарфами и аккуратно одетая девушка. На первых музыканты не обращают внимания, со вторыми здороваются за руку. Парни обращаются к Шнуру по имени-отчеству — Сергей Владимирович.
Семь часов вечера, двери в кинозал открылись. Любители «ленинградской» музыки заходили спокойно и почти чинно занимали свои места. Кое-где мелькали жестянки пива, местами белели коробочки попкорна. Дама бальзаковского возраста в строгом костюме пронесла огромный розово-зеленый, явно недешевый букет цветов. Тихо играла лаунж-музыка. Публика, а это по большей части люди средних лет, выглядела очень цивильно, кое-где даже проглядывали строгие пиджаки. Цена билета (надо отметить, вход стоил немало — от одной тысячи рублей до четырех) существенно ограничила возможности молодежи попасть на концерт. Послушать «Ленинград» собрались как раз те самые труженики офиса, которых Шнур как-то назвал «пролетариатом нашего времени» и даже посвятил им песню.
Прошло двадцать минут, музыкантами на сцене и не пахнет. Зато уже стоит крепкий пивной дух: кто-то принес с собой, кто-то сбегал за банками с алкоголем в фойе кинотеатра, а кто-то даже в соседний супермаркет успел. На третьем ряду компания немолодых людей прямо из бутылки пьет коньяк. Начинают раздаваться крики — все очень ждут Шнура. Концерт начался в полвосьмого песней Hello, Moscow! из последнего альбома.
Вообще, было видно, что «Ленинград» приехал именно «продвигать» свою новую пластинку. Сергей Шнуров спел с «Авроры» все, что можно было. Но этого, наверное, оказалось мало, и песенка «Ремонт» прозвучала дважды. «Аврору» российские критики приняли скорее благосклонно. Новосибирцы, впрочем, тоже, но была одна странность: под песни, которые обещались быть танцевальными, никто особо не двигался. Возможно, прислушивались к новым вещам «Ленинграда».
Шоу-мэн Стас Барецкий, который, как сказано на официальном сайте группы, отвечает за «жесть и ах…й на сцене», держался очень скромно и большую часть времени провел сидя на стуле позади поющего солиста. Кстати, Барецкий — фигура тоже весьма неоднозначная, хотя и не так широко известная в мире отечественной музыки: он читает брутальный рэп в проекте «Елочные игрушки».
В середине первого отделения Барецкий поставил на сцену шестилетнего мальчика — сына ярых поклонников творчества Шнурова и, по-видимому, очень прогрессивных родителей.
Вопреки ожиданиям корреспондента НГС.РЕЛАКС, мальчик не попросился к маме через пять минут, а даже очень бодро пропрыгал на сцене со своей пластиковой гитаркой до конца концерта. Последние полчаса Сергей Шнур играл только старые песни. Результат был налицо: две трети зала это время провели стоя или прыгая вокруг кресел.
Несмотря на дорогие билеты, зал «Маяковского» был полон. Лишь одиноко краснели несколько пустых кресел. А вот дополнительные стулья в проход были поставлены абсолютно зря: поскольку большую часть из них никто так и не занял, то для того чтобы освободить место для танцев в проходе, из стульев соорудили несколько небольших пирамид. Концерт прошел мирно: Шнур больше положенного со сцены не матерился, в бутылках перед музыкантами стояла исключительно чистая вода.
«Ленинград» на «бис» долго звать не пришлось. Шнур запел про «одну гитару на всех, одну сигару на всех» и про успех, который, конечно, кого-то ожидает. Но осекся, видимо, поняв, что публика в зале явно не та, которая страдает от нехватки сигар или чего-нибудь еще, и продолжил: «Главное, ребята, сердцем не стареть!».
Евгения Ердакова
Фото и видео Евгении Брыковой