NGS
Погода

Сейчас0°C

Сейчас в Новосибирске

Погода

ясная погода, без осадков

ощущается как -2

0 м/c,

штиль.

750мм 56%
Подробнее
0 Пробки
USD 91,78
EUR 98,03
Реклама
Экономика «Раньше мы обедали и ужинали в ресторанах»

«Раньше мы обедали и ужинали в ресторанах»

Таксисты с многолетним стажем о том, почему их профессия оказалась на грани исчезновения

Новые технологии все больше меняют рынок труда. Престижная некогда профессия таксиста превратилась благодаря автоматизированным системам в способ подработки, доступный любому автомобилисту. Упали и цены на услуги современных «извозчиков». Мы попросили трех таксистов с большим стажем рассказать, как изменилась их работа за последние годы и что с ней будет дальше.

Андрей Глухов, работает таксистом более 20 лет: «Я начинал работать в советское время, еще в 1980-е. Тогда это была престижная профессия с большими заработками. Устраивался туда очень тяжело, дали старую машину, сам ее собирал. Вот когда собрал, выехал на линию — и пошли хорошие, большие деньги. Тогда таксисты обедали и ужинали в ресторанах, а не как сейчас — хот-дог, и дай бог, чтобы денег хватило. Теперь профессия воспринимается как низшая ступень, после этого — уже бомж.

Особенно так стало в последнее время: в Новосибирск зашли сетевые компании, которые выживают только за счет подработчиков. Такому цена не важна. Он просто едет с работы, берет заказ и везет за 100 руб., хотя себестоимость поездки — 150–200 руб. на своей машине. По сути они демпингуют. Профессии таксиста как таковой не стало в последний год.

Раньше был престиж поехать на такси. Их столько не было. Сейчас сетевая компания берет за поездку от областной больницы до Северо-Чемского 90 руб. Какой контингент туда сядет? По сути любой. Контингент пассажиров стал совсем другой: уважительного отношения нет, про чаевые можно вообще забыть. Заплатив 90 руб., человек будет ждать 10 руб. сдачи. Причем частенько бывают ситуации, когда пассажир просит: "Ну-ка, останови, я пивка себе куплю". Раньше считалось 5 руб. за минуту ожидания. А он может 10–20 минут стоять в очереди за сигаретами, а потом в конце поездки скажет: "У меня же 90 руб.". На просьбы доплатить начинают качать права, угрожать позвонить диспетчеру. Все это потому, что профессии не стало. Я за эти деньги не вожу! Смысла нет: я проедаю то, что есть, ищу подержанную резину, ни копейки не могу отложить. Первая серьезная поломка — и я не поеду на линию, а пока машина двигается, я буду работать».

Андрей Волошин, работает в такси «Мой город»: «В 1989 году я пришел на работу в таксомоторный парк на Доватора, там закончил курсы при таксопарке и начал работать. С тех пор профессия не изменилась: приехал, забрал, посадил, довез, рассчитались.

А вот клиенты поменялись. Раньше можно было подсадить клиентов по пути, народ был не против, а сейчас остерегается, что ли… Если когда-то такси было на уровне дорогого удовольствия, то и контингент был соответствующий. Такси с каждым днем все дешевеет и дешевеет. Садятся абсолютно разные люди: днем одни, ночью — третьи. Ночью в основном ездят мажоры, днем — деловые люди. В 80-е или 90-е годы ездили интеллигентные люди и бандиты, ездили общительные люди и буки, из которых слова не вытянешь. Теперь ездят все, просто не всякий водитель возит всех подряд, как это было раньше. В принципе, профессия как была рискованной, так и осталась. Водитель ничем не защищен: никогда не знаешь, кто сядет и в каком состоянии. Те, кто заказывают такси, в основном люди адекватные. Да и что с водителя такси взять по большому счету? Это не те годы, когда есть крупные суммы денег с собой.

Профессионализма не стало. Меня учили этому полгода, был специальный предмет — знание города. В 80–90-е годы в Новосибирске было две справочные службы: Горсправка и водитель такси, который ездит по городу. Сейчас много временных людей, не местных — с Казахстана, с Узбекистана, с Таджикистана. Они ездят за копейки, но знания города ноль. Это сильно подмывает репутацию водителя такси. Я говорил своим клиентам проще: "Скажите адреса и наслаждайтесь поездкой". Мне не надо указывать, куда ехать, где повернуть, я спокойно развозил по адресам. А сейчас клиент не может расслабиться в машине, потому что водитель не знает города».

Станислав Кольчугин, таксист с 15-летним стажем: «Я работаю частником в такси. У меня есть лицензия, я плачу налоги. Мы получаем заказы от фирм по договору. Так полгорода работает на своих машинах. Я нормально отношусь к такой практике, работы абсолютно нет. Вот у меня высшее образование, и че? Куда я пойду? На заводе, где я работал, платят 15 тыс. Я начинал просто — бомбил на улицах. На улицах стоят люди, протягивают руки, я их подвозил. В 90-е таксисты на закрепленных местах платили бандитам, как сейчас — не знаю.

Как и о любой профессии, об этой есть стереотипы: что таксист — это рвач. Со мной пару раз так было. В основном это какая-то подвыпившая тетенька, у которой все плохо. Она сядет в машину и может намекать, что ты хочешь куда-то ее завезти подальше и взять лишние деньги. Я им сразу все объяснял. У них есть изначальная злость к таксистам, потому что они раньше попадали на таких. Потом люди понимали, кто перед ними сидит, осекались и вели себя нормально. Таких очень мало: у меня была пара случаев — оба нормально закончились. Надо себя показать, что ты не какой-то бомж и лох, а нормальный человек, уважающий других и который хочет, чтобы уважали его.

Профессия таксиста не исчезнет никогда. Людям надо ехать куда-то срочно или в непогоду. Кто ее заменит? (Может, ее убьют новые технологии? Например, теперь можно вызвать машину с помощью приложения в телефоне — и тебя может подбросить любой водитель по пути домой. — М.К.) А вы мне хорошую идею подсказали! Я подумаю над этим вопросом».

Мария Каргаполова
Фото depositphotos.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления