Студентка последнего курса экономического факультета НГУ Александра Пимоненкова открыла в Академгородке прачечную быстрого обслуживания — наподобие тех, что существуют в Америке и часто показываются в молодежных сериалах. В жилом доме по адресу Пирогова, 26, рядом с аспирантским общежитием, госпожа Пимоненкова сняла помещение площадью 110 кв. метров: сейчас там стоят 7 профессиональных стиральных машин, которые обслуживают весь студгородок. Прачечная на Пирогова — не первая студенческая прачечная в Новосибирске: год назад аналогичный бизнес был создан выпускником НГТУ.
До того, как открыть собственное предприятие, Александра Пимоненкова уже успела поработать в компании Coca-Cola. Мотивирующим фактором для студентки стала свобода в управлении своей жизнью: «Я была наемным работником, и поскольку по природе я трудоголик, то работала 12 часов в сутки и даже больше. Сейчас я работаю еще больше, но на себя. Выстраиваю собственную систему управления, и мне это нравится».
Идея открыть прачечную возникла у Александры, когда она почувствовала, что сама нуждается в таком сервисе: «Я сама еще студентка, и у нас это большая проблема — постираться. Некоторые выкладывают «ВКонтакте» фотки, в шутку сравнивая: тюрьма в Норвегии и комната в нашем общежитии. И выходит, что в норвежской тюрьме проще, чем в наших суровых общежитских условиях. Мне лично, чтобы постирать, приходилось даже к маме в Новокузнецк ездить».
Инвестора проекта госпожа Пимоненкова нашла, когда проходила обучение по программе MBA region в поддержку малого и среднего предпринимательства — подала заявку с бизнес-проектом и познакомилась с бизнесменом, который на два года ей одолжил 1,5 млн руб.
Вес одной закладки — до 5 кг. Стоимость стирки для студентов — 70 руб., сушки — 40 руб. Для остальных — 100 и 60 руб. соответственно.
«Идея эта имеет шансы на успех, потому что Александра очень энергичный и позитивный человек, она в состоянии зажечь клиентов, — радуется за свою ученицу Елена Лиманова, замдекана экономфака НГУ. — Думаю, она попала в аудиторию, которая является поколением динамичных сериалов, вроде «Друзей» — они привычны и восприимчивы к этому сервису западного типа. Думаю, что это место может стать не просто прачечной, но своеобразным местом для социализации, где могут случаться разные истории. С другой стороны, как всякий малый бизнес, проект Александры рискованный. Она могла правильно угадать, к этому есть предпосылки, а дальше — конкуренция». Любопытно, что идея создать прачечную самообслуживания первым пришла не НГУшникам.
«У нас такая прачечная для студентов НГТУ работает уже больше года, — рассказывает Юрий Лобода, 24-летний выпускник НГТУ, директор прачечной Prachka.com на Блюхера. — Александра полностью скопировала наш бизнес, даже цены те же самые. Но это вполне нормально».
Интересные и необычные бизнес-проекты, впрочем, за последние несколько лет действительно предлагали, в основном, выпускники НГУ. В начале 2011 года экономист Марина Никифорова и математик Ксения Черникова открыли «Достоевский хостел» — по типу хостелов Москвы, Питера и городов Европы. Несколько месяцев назад выпускники экономфака НГУ Вячеслав Яковлев и Владислав Мусиенко создали бар Friends, первый коктейль-бар американского типа в Новосибирске. Более мелкий, но забавный проект предложили студенты того же экономфака — компанию доставки новогодних елок по интернету.
Тамара Плотникова, декан факультета коммерции СибУПК, не смогла вспомнить, чтобы ее воспитанники создали очень оригинальные проекты, однако назвала несколько успешных — в сфере торговли запчастями и автомобильными шинами.
В деканате ЭФ НГУ говорят, что экономически активных выпускников, как в НГУ, так и в других вузах города, можно насчитать около 5 %.
«Такие ребята есть во всех вузах, просто в НГУ образование более фундаментальное, формирующее кругозор», — считает Елена Лиманова. Сравнительно небольшой процент желающих развивать собственный бизнес главным образом объясняют высокими «наемными» зарплатами.
«Если ты закончил экономфак и хочешь быть аналитиком или консультантом, то спрос на высококвалифицированную интеллектуальную рабочую силу можно найти в крупных компаниях, финансовых или консалтинговых, — объясняет совладелец бара Friends Владислав Мусиенко.
— Сейчас наиболее популярен стиль жизни яппи, когда люди хотят быть частью чего-то крупного и большого, чтобы повысить самооценку и финансовое положение. Если же ты хочешь идти в бизнес, то это большой риск.
Нужен капитал. Чтобы привлечь капитал, нужен какой-то бэкграунд — история успеха и работы, понимание разных процессов. Поэтому правильный путь — это поработать на кого-то, кто добился успеха, посмотреть на это, а потом применить к себе: нужно тебе это или нет».
Владимир Иткин
Фото Ирины Малыгиной