NGS
Погода

Сейчас+17°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+17°

пасмурно, дождь

ощущается как +15

3 м/c,

с-з.

743мм 68%
Подробнее
3 Пробки
USD 90,99
EUR 98,78
Реклама

Счастье уже запланировано

Россия к 2020 году войдет в пятерку крупнейших экономик мира, станет лидером в научном и технологическом отношении, а ее граждане будут жить не хуже европейцев. Все это нам обещает Минэкономразвития в программе развития страны. Но это возможно, если страна захочет свернуть с сырьевого пути при высоких ценах на нефть.

Минэкономразвития обнародовало долгосрочную концепцию социально-экономического развития до 2020 года. Задачи, поставленные министерством на этот раз, сложно назвать неамбициозными. «Стратегической целью является превращение России в одного из глобальных лидеров мировой экономики, выход ее на уровень социально-экономического развития высокоиндустриальных стран, – сказано в концепции. – К 2020 году Россия должна войти в пятерку ведущих стран мира по экономической мощи – производству валового внутреннего продукта».

Одновременно с этим Россия догонит развитые страны по стандартам благосостояния. Так, среднедушевой ВВП по паритету покупательной способности выйдет на уровень $20–30 тыс.

Страна станет мировым лидером в научном и технологическом плане – как минимум, по направлениям, обеспечивающим ее конкурентные преимущества и национальную безопасность. В связи с этим российская доля на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг будет «не менее 10%». Россия превратится «в один из ведущих мировых финансовых центров, обладающий независимой национальной финансовой инфраструктурой».

Концепция уже согласована со всеми заинтересованными ведомствами и внесена в правительство. Завершить всю работу над программой Минэкономразвития рассчитывает к декабрю 2007 года.

Правда, ведомство Грефа предупреждает, что достичь этих заманчивых целей автоматически не получится. Всего МЭРТ рисует три сценария развития государства. Первый – «инерционный» – довольно мрачен.

Он предполагает продолжение экспортно-ориентированного курса, но без серьезного развития. В этом случае возможности роста будут зависеть исключительно от увеличения экспорта и сдерживаться медленным развитием трубопроводной инфраструктуры и недостаточным освоением новых месторождений. Конкурентоспособность отечественных обрабатывающих производств будет снижаться, а импорт расти. В таких условиях придется отказаться от новых долгосрочных приоритетных проектов, что усилит экономическое неравенство населения. Рост ВВП к 2015 году замедлится до 3–4%, а в последующий период и вовсе «стабилизируется» на 3%.

Второй сценарий тоже опирается на энерго-сырьевой экспорт, однако предусматривает развитие, использование конкурентных преимуществ и намеренное «укрепление сырьевой специализации России в мире».

В результате частно-государственного партнерства будет повышаться эффективность использования месторождений и проводиться разработка в новых районах добычи: это нефть Восточной Сибири и газ Арктического шельфа. Одновременно будут развиваться транспортная инфраструктура, которая обеспечит реализацию транзитного потенциала экономики. Ежегодный прирост ВВП составит 5,5–6% до 2015 года, потом вероятно замедление до 4,5–5,5%. Этот вариант выведет Россию на лидирующие позиции на мировых рынках энергоносителей. Однако он опасен тем, что сохраняет зависимость от цен на нефть и увеличивает общее технологическое отставание.

Третий сценарий назван «инновационным» и явно выступает фаворитом. Экономический рост здесь будет базироваться как на реализации конкурентных преимуществ в традиционных отраслях – энергетике, транспорте, аграрном секторе, так и на развитии новых наукоемких секторов.

Для этого доля высокотехнологичного сектора и «экономики знаний» в ВВП должна составить не менее 17–20%, вклад инновационных факторов в годовой прирост ВВП – не менее 2,5–3 процентных пунктов. Для сравнения, в 2006 году эти параметры составляли 10,5% и 1,3 соответственно. «Реализация данного сценария позволяет обеспечить выход на уровень социально-экономического развития, характерный для развитых постиндустриальных стран, за счет повышения конкурентоспособности российской экономики, ее структурной диверсификации и роста эффективности», – отмечают в министерстве.

Именно этот сценарий позволит сократить «разрыв между Россией и ведущими странами мира по уровню благосостояния». Темпы прироста ВВП к 2015 году составят 6,1–6,3%, а затем поднимутся до 6,9%.

Само появление такой долгосрочной концепции – существенный шаг вперед. До этого Минэкономразвития выпускало преимущественно среднесрочные прогнозы на 3 года, сценарии которых строились исключительно в зависимости от различных уровней цен на нефть.

Дело было даже не в отсутствии желания, а, скорее, в понимании того, что долгосрочные проекты до этого были малоосуществимы, объясняет ведущий эксперт «Центра развития» Валерий Миронов. «Сейчас правительство получило в свои руки финансовые рычаги – ЗВР, Стабфонд. С этими деньгами можно что-то сделать. Если бы не было этого периода накопления, планы были бы менее амбициозными и сводились бы к нефти», – считает Миронов.

Но несмотря на кажущуюся очевидность выбора Минэкономразвития, эксперты затрудняются сказать, по которому из путей пойдет Россия. «Инерционный сценарий развития просто не нужен, – убежден Миронов. – В последнее время работа правительства активизировалась, поэтому в ближайшие 15 лет инерционное развитие просто невозможно. Явно, мы не будем наблюдать свободное развитие экономики в стиле Адама Смита, государственное вмешательство в нее неизбежно». Но главный экономист Альфа-банка Наталья Орлова считает, что от первого сценария Россия еще не застрахована. «У нас структурная проблема, связанная с коротким горизонтом планирования», – говорит она.

«Частные предприятия не мыслят в категориях 10–15 лет, а без этого трудно перейти на инновационное развитие. Если эта логика планирования не изменится, мы будем обречены на инерционное существование, а идеи так и останутся проектами, существующими на уровне отдельных госкомпаний и госфондов».

Из двух других сценариев выбрать тоже непросто. Экспортно-сырьевой путь не так уж плох, полагают некоторые эксперты, ведь чем гоняться за инновационным «журавлем», лучше использовать те преимущества, которые уже в руках. Кроме того, нельзя исключать прочие факторы, влияющие на выбор. «Если победит крыло, представляющее в правительстве топливно-энергетическую сферу», то реализуется второй сценарий, полагает Миронов.

По инновационному пути Россия пойдет, «если победит крыло, традиционно сильное и набирающее в последнее время все больший вес», а именно – отвечающее за ВПК, связанное с научным развитием, авиа-, космическими и атомными технологиями.

«Это крыло делает упор на резкую модернизацию, связанную с ускоренной диверсификацией экономики», – отмечает Валерий Миронов.

Газета.RU
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления