NGS
Погода

Сейчас+9°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+9°

облачно, без осадков

ощущается как +6

5 м/c,

южн.

742мм 76%
Подробнее
5 Пробки
USD 89,70
EUR 97,10
Реклама
Экономика Финансы, банки, страхование, инвестиции Русский Стандарт предъявляет иск рейтинговому агентству

Русский Стандарт предъявляет иск рейтинговому агентству

Аналитики осторожно! Если ваши прогнозы для фирмы не предельно радужны, вас может ждать судебный иск не на один миллион долларов.

Русский Стандарт, третий по размеру банк в стране и ведущий игрок на рынке потребительских кредитов, в ответ на недавнее ухудшение рейтинга предъявил судебный иск, претендуя на возмещение в сумме 20 миллионов долларов – удар, возможно, смертельный для данного агентства, которое принадлежит иностранным инвесторам.

Дело беспокоит финансовое сообщество: не станут ли аналитики придерживать язык, тем самым понижая качество совета, для инвесторов в российских компаниях?

В своем иске Банк Русский Стандарт, владельцем которого является водочный миллиардер Рустам Тарико, требует выплату 10 миллионов долларов от Рус-Рейтинга и еще 10 миллионов долларов от аналитика агентства Юлии Архиповой. Банк считает, что Архипова нанесла ущерб его деловой репутации, когда объяснила решение снизить рейтинг в разговоре с журналистом.

В декабре прошлого года Рус-Рейтинг, самое крупное независимое банковское рейтинговое агентство в стране, снизил рейтинг Русского Стандарта с уровня B+ до B. Неделю спустя Архипова в разговоре с журналистом из еженедельного журнала «Профиль» сообщила, что немаловажную роль сыграла репутация банка в глазах общественности.

«Любому банку важно не только привлечь клиента, но и удержать, – сказала она, согласно тексту статьи. – А клиент «Русского стандарта», один раз воспользовавшись его услугами, второй раз туда не обратится». Артем Лебедев, главный представитель Русского Стандарта, сказал, что иск предъявлен «как рейтинговому агентству, так и его аналитику, допустившему одностороннюю и необоснованную критику в адрес нашего бизнеса».

Ричард Хейнсворт, Генеральный Директор Рус-Рейтинга, считает, что банк преследует агентство именно из-за снижения рейтинга. «В данных обстоятельствах мы не видим какого-либо другого объяснения», – сказал он.

Когда мы связались с ней в среду, Архипова сказала, что ее мнение о Русском Стандарте не изменилось, и она продолжает работать. При этом, добавила она, этот случай ее настораживает при общении с прессой. “Мы по-прежнему комментируем, по-прежнему высказываем свое мнение относительно разного рода экономических событий и показателей, – сказала она. – Но не мы решим это дело, и не банк. Решит суд, а исход непредсказуем».

Если московский суд вынесет решение в пользу банка после второго слушания назначенного на 17 июля, сказал Хейнсворт, агентству грозит банкротство. К тому же дело станет зловещим прецедентом в том, что касается объективного финансового анализа и свободы речи в России. Честные рейтинги – это критически важный элемент делового мира, сказал Александр Бачваров, глава отдела структурного финансирования в лондонской конторе фирмы Меррилл Линч. Они позволяют инвесторам взвешивать риски, с которыми сопряжено вложение денег в ту или иную фирму.

«На западе рейтинговое агентство рассматривается как издательство, – сказал Бачваров, –как аналитическая организация, чей продукт – мнение. И право выражать это мнение защищено законом о свободе речи». Павел Грицевский, адвокат, представляющий интересы Рус-Рейтинга, сказал, что прецедент станет «роковым» если победа будет за Русским Стандартом.

«Если все эксперты и аналитики будут обязаны работать под подобным давлением, можно просто-напросто закрыть все рейтинговые агентства и вообще не обращать внимание на мнения экспертов», – сказал он. Критический взгляд Архиповой на Русский Стандарт очевидно разделяют хотя бы некоторые его клиенты. Правда, у банка самый крупный портфель потребительских кредитов в России – почти 8 миллиардов долларов и 17,5 миллионов клиентов, т.е. свыше 12 процентов населения страны. Но, в то же время, он явный лидер по количеству жалоб.

Из 892 жалоб, поступивших в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 723 касались Русского Стандарта, согласно данным на сайте государственной структуры. Политика многих инвесторов исключает вложение денег в фирму, рейтинг которой ниже BBB. Это значит, что оценка Русского Стандарта аналитиками Рус-Рейтинга грозит ему лишением потенциального финансирования в миллионах долларов.

Перед лицом подобных угроз компании нередко прекращают сотрудничество с рейтинговым агентством, у которого заказали анализ, говорит Ольга Игнатьева, аналитик агентства Fitch.

Однако в случае с Рус-Рейтингом Русский Стандарт не мог прибегнуть к такому варианту, поскольку рейтинг готовился не по заказу и предоставлялся бесплатно.

Русский Стандарт «глубоко уважает» те агентства, у которых сам заказал рейтинг, пишет представитель банка Лебедев в электронном письме, присланном в среду вечером.

«Standard & Poor’s, Moody’s, Fitch – все они только повышали наш рейтинг».

Предъявить Рус-Рейтингу иск в ответ на одно негативное высказывание – шаг несколько экстремальный, считает Бачваров из компании Меррилл Линч. «По-моему, если суд хочет установить оптимальную практику, ему следует вообще отказаться от этого дела, чтобы другие фирмы не захотели подавать подобные иски».

Некоторые комментаторы видят в этом деле важный момент в истории «взросления» российской экономики.

«Когда все [аналитики] собираются вместе и решают стоять за свои права, то проблема как правило исчезает, – сказал Крис Вифер, главный Альфа-Банка. – Это признак закономерного перехода, стадия, через которую должны пройти все развивающиеся экономики».

Другое и не менее значимое дело началось в марте, когда Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей предъявила Русскому Стандарту иск от имени нескольких десятков клиентов банка, обжаловавших скрытую стоимость кредитов.

Вдобавок к 19-процентному начислению по договору, клиентам приходилось открывать специальные банковские счета – услуга, которая влекла за собой дополнительные сборы в размере еще 23-процентного начисления. Олег Прусаков, глава отдела защиты потребителей в Федеральной службе, выступил против Русского Стандарта в данном процессе, назвав обращение банка со своими клиентами «вопиющим обманом».

Однако суд решил дело в пользу Русского Стандарта, ссылаясь не неясности в законе.

И, несмотря на все усилия властей ограничить возможности банков налагать «скрытые» сборы на своих клиентов, новые правила Центрального Банка России, вступившие в силу в воскресенье, не закрывают как минимум одну из «лазеек»: банки все еще имеют право требовать, чтобы заемщики открыли такие же специальные счета, за которые Русский Стандарт просил платить.

RusRating.ru по материалам The Moscow Times
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления