Аналитики осторожно! Если ваши прогнозы для фирмы не предельно радужны, вас может ждать судебный иск не на один миллион долларов.
Русский Стандарт, третий по размеру банк в стране и ведущий игрок на рынке потребительских кредитов, в ответ на недавнее ухудшение рейтинга предъявил судебный иск, претендуя на возмещение в сумме 20 миллионов долларов – удар, возможно, смертельный для данного агентства, которое принадлежит иностранным инвесторам.
Дело беспокоит финансовое сообщество: не станут ли аналитики придерживать язык, тем самым понижая качество совета, для инвесторов в российских компаниях?
В своем иске Банк Русский Стандарт, владельцем которого является водочный миллиардер Рустам Тарико, требует выплату 10 миллионов долларов от Рус-Рейтинга и еще 10 миллионов долларов от аналитика агентства Юлии Архиповой. Банк считает, что Архипова нанесла ущерб его деловой репутации, когда объяснила решение снизить рейтинг в разговоре с журналистом.
В декабре прошлого года Рус-Рейтинг, самое крупное независимое банковское рейтинговое агентство в стране, снизил рейтинг Русского Стандарта с уровня B+ до B. Неделю спустя Архипова в разговоре с журналистом из еженедельного журнала «Профиль» сообщила, что немаловажную роль сыграла репутация банка в глазах общественности.
«Любому банку важно не только привлечь клиента, но и удержать, – сказала она, согласно тексту статьи. – А клиент «Русского стандарта», один раз воспользовавшись его услугами, второй раз туда не обратится». Артем Лебедев, главный представитель Русского Стандарта, сказал, что иск предъявлен «как рейтинговому агентству, так и его аналитику, допустившему одностороннюю и необоснованную критику в адрес нашего бизнеса».
Ричард Хейнсворт, Генеральный Директор Рус-Рейтинга, считает, что банк преследует агентство именно из-за снижения рейтинга. «В данных обстоятельствах мы не видим какого-либо другого объяснения», – сказал он.
Когда мы связались с ней в среду, Архипова сказала, что ее мнение о Русском Стандарте не изменилось, и она продолжает работать. При этом, добавила она, этот случай ее настораживает при общении с прессой. “Мы по-прежнему комментируем, по-прежнему высказываем свое мнение относительно разного рода экономических событий и показателей, – сказала она. – Но не мы решим это дело, и не банк. Решит суд, а исход непредсказуем».
Если московский суд вынесет решение в пользу банка после второго слушания назначенного на 17 июля, сказал Хейнсворт, агентству грозит банкротство. К тому же дело станет зловещим прецедентом в том, что касается объективного финансового анализа и свободы речи в России. Честные рейтинги – это критически важный элемент делового мира, сказал Александр Бачваров, глава отдела структурного финансирования в лондонской конторе фирмы Меррилл Линч. Они позволяют инвесторам взвешивать риски, с которыми сопряжено вложение денег в ту или иную фирму.
«На западе рейтинговое агентство рассматривается как издательство, – сказал Бачваров, –как аналитическая организация, чей продукт – мнение. И право выражать это мнение защищено законом о свободе речи». Павел Грицевский, адвокат, представляющий интересы Рус-Рейтинга, сказал, что прецедент станет «роковым» если победа будет за Русским Стандартом.
«Если все эксперты и аналитики будут обязаны работать под подобным давлением, можно просто-напросто закрыть все рейтинговые агентства и вообще не обращать внимание на мнения экспертов», – сказал он. Критический взгляд Архиповой на Русский Стандарт очевидно разделяют хотя бы некоторые его клиенты. Правда, у банка самый крупный портфель потребительских кредитов в России – почти 8 миллиардов долларов и 17,5 миллионов клиентов, т.е. свыше 12 процентов населения страны. Но, в то же время, он явный лидер по количеству жалоб.
Из 892 жалоб, поступивших в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 723 касались Русского Стандарта, согласно данным на сайте государственной структуры. Политика многих инвесторов исключает вложение денег в фирму, рейтинг которой ниже BBB. Это значит, что оценка Русского Стандарта аналитиками Рус-Рейтинга грозит ему лишением потенциального финансирования в миллионах долларов.
Перед лицом подобных угроз компании нередко прекращают сотрудничество с рейтинговым агентством, у которого заказали анализ, говорит Ольга Игнатьева, аналитик агентства Fitch.
Однако в случае с Рус-Рейтингом Русский Стандарт не мог прибегнуть к такому варианту, поскольку рейтинг готовился не по заказу и предоставлялся бесплатно.
Русский Стандарт «глубоко уважает» те агентства, у которых сам заказал рейтинг, пишет представитель банка Лебедев в электронном письме, присланном в среду вечером.
«Standard & Poor’s, Moody’s, Fitch – все они только повышали наш рейтинг».
Предъявить Рус-Рейтингу иск в ответ на одно негативное высказывание – шаг несколько экстремальный, считает Бачваров из компании Меррилл Линч. «По-моему, если суд хочет установить оптимальную практику, ему следует вообще отказаться от этого дела, чтобы другие фирмы не захотели подавать подобные иски».
Некоторые комментаторы видят в этом деле важный момент в истории «взросления» российской экономики.
«Когда все [аналитики] собираются вместе и решают стоять за свои права, то проблема как правило исчезает, – сказал Крис Вифер, главный Альфа-Банка. – Это признак закономерного перехода, стадия, через которую должны пройти все развивающиеся экономики».
Другое и не менее значимое дело началось в марте, когда Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей предъявила Русскому Стандарту иск от имени нескольких десятков клиентов банка, обжаловавших скрытую стоимость кредитов.
Вдобавок к 19-процентному начислению по договору, клиентам приходилось открывать специальные банковские счета – услуга, которая влекла за собой дополнительные сборы в размере еще 23-процентного начисления. Олег Прусаков, глава отдела защиты потребителей в Федеральной службе, выступил против Русского Стандарта в данном процессе, назвав обращение банка со своими клиентами «вопиющим обманом».
Однако суд решил дело в пользу Русского Стандарта, ссылаясь не неясности в законе.
И, несмотря на все усилия властей ограничить возможности банков налагать «скрытые» сборы на своих клиентов, новые правила Центрального Банка России, вступившие в силу в воскресенье, не закрывают как минимум одну из «лазеек»: банки все еще имеют право требовать, чтобы заемщики открыли такие же специальные счета, за которые Русский Стандарт просил платить.