NGS
Погода

Сейчас+17°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+17°

пасмурно, без осадков

ощущается как +17

1 м/c,

ю-в.

742мм 50%
Подробнее
2 Пробки
USD 90,99
EUR 98,78
Реклама
Культура Антихрист верхом на свинье (фоторепортаж)

Антихрист верхом на свинье (фоторепортаж)

В Новосибирске открылась выставка, посвященная насилию и ненависти, — замминистра культуры назвал ее образцом правильного отношения к искусству

К столетию с начала Первой мировой войны в краеведческий музей приехала выставка отечественных патриотических плакатов того времени. Выставка красочная: пылающие дирижабли, поруганные медсестры и увечные, но продолжающие браво улыбаться, воины, Германскiй антихристъ верхом на свинье, гигантские человекоподобные тараканы — все это изображено смачно и доходчиво. Для интересующихся историей в самых разных смыслах этого слова (от военного дела до дизайна) это — весьма познавательное зрелище. Но контекст и подача выставки, на взгляд корреспондента НГС.АФИША, делают ее еще и пронзительно жутким опытом.

Справка: «Неизвестная история: плакаты Первой мировой» — проект ОАО «Альфа-Банк» и газеты «Комсомольская правда» при поддержке Государственного центрального музея истории современной России. 50 цветных копий русских агитационных плакатов 1914–1916 годов демонстрируются в 50 городах РФ. Выставка работает с 30 апреля по 18 мая ежедневно с 10:00 до 20:00 по адресу Вокзальная магистраль, 11. Стоимость билетов — 100 руб. (льготный — 30 руб.). 6+

Выставка «Неизвестная история: плакаты Первой мировой» открылась 30 апреля в отделении краеведческого музея на Вокзальной магистрали за ЦУМом, — там, где соседствуют центр современного искусства и отдел природы. Плакаты разместились как раз в отделе природы, — поэтому вход на выставку охраняет застывший в угрожающей позе пещерный медведь. На фото: плакат 1914 года «Германскiй антихристъ», изображающий обезумевшего кайзера Вильгельма II.
50 плакатов, с которых для выставки были сделаны копии, отобраны из тысячи экземпляров, хранящихся в архиве Музея истории современной России. По окончании выставки организаторы подарят плакаты музеям, в которых они экспонировались. Краеведческий музей отправит их в путешествие по области в рамках осеннего автопоезда «За духовное возрождение России».
Стилистика патриотических плакатов Первой мировой опирается на народную лубочную картинку. Над ними работали не только анонимные имперские копирайтеры, но и те, кто уже входил или войдет в историю: от Бориса Кустодиева (см. фото) до Владимира Маяковского и Казимира Малевича. Они заложили традицию, которая будет развита в советских плакатах времен Гражданской войны, а потом и Второй мировой.
Плакаты делятся на несколько видов: батальные сцены, призванные рассказать о конкретном событии на фронте, патриотически-возвышенные призывы (именно в этих угадываются корни будущих знаменитых «Ты записался добровольцем?» и «Родина-мать зовет!») и сатирические — изображающие противников в виде докучливых насекомых, свиней и прочей нелюди.
Кажется, что за ХХ век (и не в последнюю очередь — из-за двух мировых войн) мир сильно изменился. Но выступавшие на открытии выставки были склонны видеть больше сходств, чем различий. Замминистра культуры НСО (по образованию — выпускник военного училища) Игорь Решетников, открывая выставку, заметил: «Патриотический долг был у русского народа в 1914 году, был в 1941 году, и есть сейчас. Русский народ всегда объединялся для защиты своей Родины. Поэтому спасибо «Альфа-Банку» за правильное отношение к культуре». Другие выступающие — представитель кадетского корпуса, управляющий местным филиалом «Альфа-банка» — также оценивали плакаты как образец для подражания, а их героев — образцом «нормального россиянина». Как и в те времена, Родина под угрозой, но особого повода нервничать нет, потому что умереть за интересы родного государства всегда приятно, — поняла из вступительных речей корреспондент НГС.АФИША (но не перестала беспокоиться).
Беспокойство, кажется, в основном связано с тем, что мировая культура с заместителем министра культуры Новосибирской области явно не согласна. Целое поколение писателей и художников поучаствовало в Первой мировой. Выжившие обычно сами чувствовали себя не слишком нормальными (за что их и назвали «потерянным поколением»).
Начало войны, которую позже назовут Первой мировой и в которой погибнет более 20 миллионов, во всех странах-участниках и во всех слоях населения встретили с большим энтузиазмом; уклоняющихся почти не было…
…потом, правда, передумали. В итоге получилось так, что абсолютно любой список «обязательных к прочтению» романов ХХ века (будь он прописан Минобразования для вузов или растиражирован «ВКонтакте») наполовину укомплектован книгами, в которых участники (от Гашека и Ремарка до Хэмингуэя) описывают свой опыт как бессмысленную мясорубку. Книги Ремарка и других в нацистской Германии сжигали, кстати, именно за непатриотичное и бездуховное отношение к войне, а также за оскорбление памяти ветеранов. Впрочем, книги сохранились — и люди продолжали на них расти.
На фоне этого впитанного с детства восприятия задорная ненависть плакатов и усатый казенный милитаризм образца столетней давности — в сочетании с умиленным, без оговорок, отношением к нему организаторов на открытии, — производит довольно жуткое впечатление. Примерно так же могла бы выглядеть выставка, посвященная положительным сторонам крепостного права, на которой министр соцразвития выступил бы с речью о старой доброй российской традиции.
Некоторые формулировки типа «противник обычно трусливо уклонялся» в сопроводительных текстах, по идее призванных исторической сухостью компенсировать запал плакатов, также вызывают недоумение.
Директор краеведческого музея Андрей Шаповалов не согласен, что подача выглядит чрезмерно милитаристской: «Во время войны все страсти обостряются до предела. Интересно то, что эти плакаты были новым словом в культуре своего времени. С них, по сути дела, началась история отечественного политического плаката. Конечно, это не образец того, как нужно сейчас относиться к другим странам. Если кто-то так говорит, это его личное мнение, у людей военных свой взгляд».
Из особо интересных аспектов выставки господин Шаповалов отмечает то, как различается дизайн и посыл плакатов, ориентированных на разные социальные слои…
…лубочные картинки с тараканами-прусаками, добрыми молодцами и стишками — простому народу; такие плакаты, как на фото, — образованным горожанам.
Впрочем, даже самые доходчивые картинки со стишками были доступны не всем — от двух третей до половины (по разным оценкам) населения были неграмотны. В мемуарах встречаются свидетельства, что многие из исполнителей патриотического долга не только не были в курсе причин войны, но и вообще считали ее чем-то вроде крестового похода на басурман — и удивлялись, что воюют с христианами. Вряд ли Николай II считал своего кузена кайзера Вильгельма II антихристом (как изображено на одном из плакатов выставки), а вот простой солдат — вполне мог. Это могло бы быть иллюстрацией к недавнему соцопросу, показавшему, что большинство россиян считают приемлемым искажение информации в интересах государства.
В общем, страх на выставке вызывает не то, что на плакатах (они нормальны для своего давнего вообще-то времени), а то, что оно совершенно гармонично вписывается в мировоззрение чиновников и банкиров — как будто ста лет и не проходило. И совсем уж жутким образом противники, изображенные в виде тараканов, и тому подобное на плакатах перекликается с новостными лентами и ненавистью, которую выливают друг на друга уже современники. Вполне возможно, что потомки будут изучать и нас как образец массового безумия, — думаешь, уходя с культурно-патриотического мероприятия мимо оскалившегося медведя.
Елена Полякова

Фото Ольги Бурлаковой
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления