В Новосибирске появился фестиваль местного кино — короткометражек молодых режиссеров. Зародившийся в подполье кинотеатра «Победа» (в киноклубе на подвальном этаже кофейни «Синема»), Camer.ON вышел в люди в начале марта. В прошлом, настоящем и будущем новосибирского игрового кино разбиралась корреспондент НГС.РЕЛАКС.
Camer.ON — не первый смотр короткометражек. В 2000–2005 годах в Новосибирске проходил Фестиваль сверхкороткого фильма (не больше минуты), но потом основатель — художник Дмитрий Булныгин — увез его в Москву. В 2008 году художник Артем Лоскутов устроил фестиваль короткометражек по мотивам городских легенд «Киноварь». Операторский факультет НГТУ и Западно-Сибирская киностудия проводят старорежимный фестиваль молодого кино «Зеленое яблоко».
На новый проект Camer.ON организатора — кинотеатр «Победа» — вдохновила популярность программ с западных фестивалей короткометражек (вроде FutureShorts). С августа 2011 года в кофейне «Синема» в «Победе» дважды в месяц заседал клуб кинолюбителей, показывавших друг другу свои опыты.
В экспертах были министр культуры НСО Наталья Ярославцева, гендиректор «Двадцатый Век Фокс Сибирь» Тамара Козлова, театральные режиссеры Сергей Афанасьев и Павел Южаков и другие. На заседания заманивали и заехавших в «Победу» с премьерами звезд — например, бывшего новосибирца и лауреата Венеции и Канн Андрея Звягинцева. Из нескольких десятков лент эксперты отобрали 13. В начале марта их посмотрело в «Победе» более 800 зрителей, которые получали вместе с билетом форму для голосования. 12 марта наградили тройку самых популярных.
Фильм-победитель «H» — динамичная трехминутная притча. Бегущий с ключом в руке по весьма живописной — по случаю лета — улице Правды (что в Академгородке) ребенок становится подростком, потом мужчиной, стариком — и вдруг оказывается в сумрачном лесу перед двумя запертыми дверями с надписями «Рай» и «Ад». К одной из них подойдет его ключ.
Автор «H» Валентин Мошкин, стиляга в рыжих ботинках, работает арт-директором клуба «Бункер», а кино — «хобби для фана» — снимал на зеркалку Canon Mark II.
Второе место — у криминальной драмы «Софи любит Вика». У себя дома девушка застает мужчин в черном, которые пришли за ее бойфрендом. Предсказуемому насилию предшествует тарантиновский монолог о вчерашней пасте в холодильнике. Автор «Софи» Сергей Чехов учится в театральном институте и работает ассистентом режиссера в театре Афанасьева, любит Тарантино и Коэнов.
«Звягинцев особо выделил фильм «Софи любит Вика», что само по себе комплимент, дал несколько советов, как его можно улучшить, — рассказывает менеджер «Победы» по работе с клиентами Алексей Данилов. — А уже потом в приватном разговоре несколько раз возвращался к тому, как он рад, что в Новосибирске снимается кино — и так много».
И, наконец, третье место занял студент НГТУ Виталий Шаламов, строгий юноша в костюме. Его кино — «Спасите Муму» — основывается на известном сюжете, но с двумя отступлениями: на реке навстречу лодке Герасима проплывают дед Мазай и зайцы, но спасают не они, а любовь интеллигентного пуделя, дающая Муму силы всплыть.
«Я с Алтайского края, в Новосибирске учусь и творю лет шесть, — рассказывает Виталий Шаламов. — Буду поступать во ВГИК… У нас сейчас есть артхаус и есть блокбастеры. Нет среднего кино, которое понятно зрителю, но с высоким нравственным смыслом, такого как «Москва слезам не верит». И такое я бы хотел делать».
В общем, новосибирские кинолюбители — очень разные. «Тусовка только формируется — благодаря Camer.ON», — говорит Сергей Чехов. «Это тонкий культурный слой, который есть везде в российской провинции, и то, что происходит в Новосибирске, не отличается, скажем, от Кургана, —
комментирует кинокритик Алексей Кожемякин. — Что касается вкусов, то половина молодых хочет делать жанровое кино, другая — ребята замороченные, амбициозные, любящие смотреть Джармуша или Линча, чтобы жизнь малиной не казалась».
Желание посмотреть местное любительское кино — если вы не связаны родственными или дружескими узами с авторами (что обычно главный аргумент) — обычно диктуется нехваткой любви. Любви к городу, — ее жителям Новосибирска часто не хватает. Зритель, которого, например, Вуди Аллен научил любить Нью-Йорк, «Амели» — Париж и так далее, ищет зеркало и для своей среды. Но местное кино не спешит отражать, оно забивается в углы, которые могли бы быть хоть в Москве, хоть в Бухаресте. Город остается без лица.
«Это нормально для постиндустриального общества — кино безадресное, лишенное примет, — продолжает господин Кожемякин.
— Отличает новосибирское кино только некоторая тяжеловесность, основательность, медлительность. Сибирский характер».
Краткая история Новосибирска в кино: Первый художественный фильм снят здесь в 1924 году — ныне утраченный «Красный газ» о борьбе с Колчаком имел успех в стране. В 90-е годы Сергей Афанасьев снял драму «Стерва»; редкие видевшие хвалили ее, но когда господин Афанасьев выпустил второй фильм «Идиотка», веры им поубавилось. Сейчас производством местного кино заняты молодые режиссеры Филипп Дмитриев (комедии «Неделя до расплаты» и «Неделя до свадьбы») и Олег Захаров — тренер по каратэ, пачками снимающий трогательной доброты и наивности боевики. В 2010 году один из главных новосибирских кинодокументалистов Юрий Шиллер снял свой первый игровой фильм «Воробей», попавший в программу ММКФ. Родились в Новосибирске, окончили театральное училище, но уехали режиссеры Андрей Звягинцев («Возвращение», «Елена») и Вячеслав Росс («Сибирь мон амур»). Если уж оставаться, то практичнее писать для кино, а не снимать его. Так сделал писатель Юрий Бригадир, продавший основу для фильма «Камень», так делает житель Академгородка сценарист Юрий Патренин, написавший «Невесту любой ценой» и «Самоубийц».
Елена Полякова
Фото Стаса Соколова (1), vk.com (2, 3)
Видео предоставлено кинотеатром «Победа»