NGS
Погода

Сейчас+21°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+21°

пасмурно, дождь

ощущается как +19

3 м/c,

южн.

743мм 38%
Подробнее
2 Пробки
USD 91,82
EUR 98,95
Реклама
Бизнес Экономика Американцы сбежали

Американцы сбежали

Самые громкие сделки 2015 года в Новосибирске — крупнейшие корпорации мира спешно избавляются от новосибирского имущества

Уходящий год ознаменовался продажей сразу двумя транснациональными гигантами — PepsiCo и Coca-Cola — своих производственных линий в Новосибирске, которые оказались больше им не нужны. С другой стороны, местные игроки рынка воспользовались дисконтом из-за падающего спроса почти во всех отраслях экономики и скупили ослабевших конкурентов, чтобы расширить бизнес и не потерять прибыль в кризис. НГС.БИЗНЕС вспомнил, кто, за сколько и зачем продавал новосибирские активы в 2015 году.

Кола потекла

17 декабря американская PepsiCo продала компании «Аквалайф» знаковый для Новосибирска завод по производству бутилированной воды и прохладительных напитков «Собол-Аква», где с 1980 года разливалась газировка Pepsi Cola. Решение продать актив связано с оптимизацией производственных мощностей компании, уточнил представитель PepsiCo газете «Ведомости». Участники сделки договорились, что напитки PepsiCo под брендами Pepsi, 7UP, Mirinda, Aqua Minerale продолжат разливаться на «Собол-Аква» по договору копакинга и после продажи.

Основные бренды «Аквалайф» — «Напитки из Черноголовки» и Aqualife, предприятие оплатит новосибирский актив из собственных средств, заявил ее гендиректор Алексей Четвергов. В течение 3 лет «Аквалайф» намерен инвестировать в модернизацию и установку дополнительных линий розлива на «Собол-Аква» 500 млн руб., что позволит увеличить розлив на новосибирском предприятии как минимум в 2 раза — до 100 млн литров в год. По оценкам аналитиков, завод мог обойтись покупателям в 1,3 млрд руб. без учета стоимости оборудования.

Чуть раньше, в октябре этого года, стало известно, что главный конкурент PepsiCo — Coca-Cola — нашел покупателя на свой соковый бизнес в Новосибирске — «Нидан соки», работу которого Coca-Cola остановила еще в прошлом году вместе с заводом такого же профиля в Московской области, объяснив это реструктуризацией сокового бизнеса в России. Покупатель актива — российская «дочка» одного из крупнейших в мире производителей замороженных полуфабрикатов для изготовления свежей выпечки, шведская Lantmannen Unibake. Оба предприятия могли обойтись покупателю в 2,8–3,5 млрд руб., предположили аналитики.

Бизнес навырост

Одна из самых известных новосибирских IT-компаний — «2ГИС» — в этом году демонстрировала заметный оптимизм и сумела привлечь финансирование для перспективного развития: иностранные инвестфонды Baring Vostok и ru-Net приобрели миноритарную долю 2ГИС за 40 млн долл. Компания объявила, что привлеченные инвестиции направит на разработку новых продуктов, продвижение в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах России, а также на запуск сервиса на международных развивающихся рынках.

Еще одна местная компания смежного сектора, а именно интернет-провайдер «Сибирские сети», предприняла в этом году попытку разрастись до уровня одного из крупнейших региональных операторов России, купив красноярскую группу компаний «Норильск-Телеком». Сумма сделки, по оценке экспертов, составила около 1 млрд руб. В компании ожидают, что абонентская база оператора увеличится почти в 2,5 раза, а годовая выручка объединенного оператора должна превысить 2 млрд руб. Гендиректор «Сибсетей» Александр Шиляев объяснял НГС.БИЗНЕС, что цель слияния — развитие компании в телеком-секторе.

Федеральная компания с местной пропиской «Обувь России» купила бердскую обувную фабрику S-TEP (производитель спортивной, прогулочной и обуви для туризма), выпускающую 500 тыс. пар в год, примерно за 300–500 млн руб., думают эксперты. После покупки производство «Обуви России» увеличится до 1 млн пар обуви в год. В 2014 году «Обувь России» купила обувную сеть «Россита» (бренды Rossita и Lisette). В интервью НГС.БИЗНЕС владелец «Обуви России» Антон Титов пояснял, что основные цели компании — расширение аудитории и увеличение доли рынка, добиться которых можно только благодаря многоформатной стратегии, исходя из которой совершалась сделка в прошлом году.

Вялый ресторанный рынок Новосибирска в этом году удавалась взбодрить, пожалуй, только «Макдоналдсу». Однако от собственности в Новосибирске компания тоже избавилась, правда, через франчайзинговую сделку. В августе стало известно, что структуры кузбасской «Инрусинвест» бизнесмена Александра Говора заключили договор франчайзинга с McDonald's на открытие 36 ресторанов в Сибири. Кемеровчанам перешли и уже открытые компанией кафе. Условия соглашения публично не назывались. На инвестиции в открытие ресторанов в Кемеровской, Новосибирской, Томской областях и Алтайском крае планировалось пустить 3 млрд руб. Кроме этого, «Инрусинвест» достались три ранее открытых заведения в Новосибирске. Позднее Говор уточнил, что скорректировал планы и откроет 27 ресторанов за 3–3,5 года.

В конце года уже совершавшая покупки в Новосибирске группа компаний «Мать и дитя» сообщила, что договорилась о покупке медицинской сети ARTMedGroup, у которой есть медцентр в Новосибирске, подав соответствующее заявление в Федеральную антимонопольную службу. Сумма сделки — 485 млн руб. Гендиректор ARTMedGroup Анатолий Светлаков объяснил продажу бизнеса «Ведомостям» тем, что сейчас сложно выживать. В 2014 году «Мать и дитя» купила новосибирскую клинику «Авиценна» за 45,5 млн долл.

Казахи пришли

Крушение российской валюты в конце прошлого года привлекло жителей соседнего Казахстана за покупками в Новосибирск — тогда представители соседнего государства скупали подешевевшие для них автомобили, квартиры и электронику. Похоже, в этом году амбиции появились у казахских предпринимателей, и «Бипэк Авто — Азия Авто» один за другим скупила автосалоны в Сибири. В частности, весной компания приобрела четыре дочерние компании «АвтоВАЗа» в Сибири — «Новосибирск-Ладу» (на ул. Механизаторов на ОбьГЭС), «Омск-Ладу», «Кузбасс-Ладу» и «Алтай-Ладу». После этого дилерский центр Peugeot приобрел «Патриот Авто» на Мочищенском шоссе, а затем и «Автоцентр на Хилокской» (дилер LADA в Новосибирске). Сколько потратила группа на активы в Новосибирске — неизвестно, аналитики оценивали стоимость одного салона примерно в несколько сотен миллионов рублей.



Настя Гринёва
Фото depositphotos.com

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления