NGS
Погода

Сейчас+11°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+11°

пасмурно, дождь

ощущается как +9

3 м/c,

ю-з.

741мм 83%
Подробнее
2 Пробки
USD 91,69
EUR 98,56
Реклама
Бизнес Экономика ИКЕА опустили до «Макдоналдса»

ИКЕА опустили до «Макдоналдса»

Горожанка отсудила у ИКЕА крупную компенсацию за кипяток, пролитый на руку в кафетерии, — новосибирцы научились у американцев выигрывать иски к торговым гигантам

Жительница Новосибирска с успехом последовала примеру американки Стеллы Либек, отсудившей у McDonald's 640 тыс. долл. за ожог от пролитого кофе. Рябинова подала иск против компании ИКЕА, в кафетерии которой она обожглась кипятком. Правда, сибирячка оказалась скромнее и согласилась пойти на мировую при компенсации в 10 тыс. руб. Российский бизнес ждет волна подобных исков, предполагают юристы, — правда, истцам не стоит надеяться на астрономические суммы.

В ноябре прошлого года судья Кировского районного суда Новосибирска Оксана Семинихина утвердила мировое соглашение между истцом, Алиной Рябиновой (Зенковой), и ООО «ИКЕА ДОМ» о «взыскании компенсации морального вреда, причиненного в результате нарушения прав потребителя», выяснил НГС.БИЗНЕС с помощью базы «Судебные и нормативные акты РФ», в которой было опубликовано решение по делу.

Истица рассказала корреспонденту НГС.БИЗНЕС, что она обожглась кипятком в кафетерии ИКЕА в мае прошлого года: «Ручка пластикового стаканчика, в который я наливала кипяток, сморщилась и перегнулась, и я ошпарила кипятком кисть правой руки. Было ужасно больно».

По словам Рябиновой, сотрудники ИКЕА оказали ей первую помощь, а приехавший муж увез ее в травмпункт, где перевязали руку и выписали больничный лист. Инициатором подачи иска, по словам Рябиновой, стал муж. «Он был потрясен не столько происшествием, сколько отношением сотрудников магазина, которые ограничились лишь сухим извинением», — вспоминает она. Супруги ожидали «чего-то большего».

«Мы только поженились и отправлялись в свадебное путешествие. Проблемы с рукой доставили нам немало неудобств», — добавляет она. По словам Рябиновой, сумму в 100 тыс. руб. супругам посоветовал назначить адвокат, но как только представитель ИКЕА на одном из заседаний предложил снизить сумму до 10 тыс., девушка сразу согласилась. «Взаимоотношения между торговыми сетями и потребителями должны соответствовать практике, принятой в цивилизованных странах», — объяснила свое решение Рябинова. В ИКЕА не ответили на запрос НГС.БИЗНЕС.

Идея взыскивать значительные суммы за моральный ущерб с крупнейшей сети фастфуда волнует россиян давно.

Так, еще 11 лет назад москвичка Ольга Кузнецова подала иск к «Макдоналдсу» о компенсации морального ущерба в 100 тыс. руб. и вреда здоровью в 400 руб. Кузнецова облилась кофе из пластикового стаканчика при выходе из «Макдоналдса», расположенного на Ленинградском шоссе.

«Я толкнула тугую дверь рукой, другой поддерживая поднос, но дверь тут же захлопнулась, опрокинув на меня стакан с кофе», — так описала она произошедшее журналистам.

Президент новосибирского «Фонда защиты прав потребителей» Евгений Митрофанов счел факт судебного разбирательства в Кировском суде прецедентом для новосибирского рынка. Юрист прогнозирует, что в дальнейшем количество подобных исков в новосибирские суды будет только расти — потребители становятся более юридически подкованными. Тем не менее истцам не стоит рассчитывать на астрономические суммы компенсации. «Суды будут исходить из реальных расходов, которые были затрачены на компенсацию нанесенного потребителю вреда, а о суммах, подобных тем, что удалось отсудить знаменитой американке у "Макдоналдса", в отечественной судебной практике не может идти и речи», — считает он.

Сумму в 10 тыс. руб., которую получила Рябинова от ИКЕА, Митрофанов назвал «аттракционом неслыханной щедрости». По его мнению, судья снизил бы размер компенсации до 5 тыс., а то и ниже.

«Подавать подобные иски имеет смысл только в отношении российских "дочек" крупных зарубежных компаний — российский бизнес гораздо жестче настроен на защиту своих прав, в том числе и от рядовых клиентов», — полагает управляющий партнер юридической фирмы «Ветров и партнеры» Виталий Ветров. Он считает, что стремление потребителей нажиться на компаниях, заявив о мнимом ущербе, стало набирать силу последние пару-тройку лет назад — с тех пор, как изменилось законодательство и штрафы за нарушения прав потребителей начали перечисляться не в бюджет, а на счет истца.

В итоге, рассказывает Ветров, появилась «целая прослойка» потребителей, которые сознательно ищут возможности для подачи иска и получения вознаграждения. «Типичный потребительский терроризм», — резюмирует он.

В наибольшей степени, по мнению эксперта, от «потребителей-террористов» страдают автодилеры, туристические фирмы, а также фирмы, занимающиеся изготовлением мебели, дизайном интерьера.

«Последние наиболее уязвимы, ведь предусмотреть все спорные моменты в случае изготовления мебели весьма проблематично, каждый заказ индивидуален», — добавляет он. Автодилерам легче, ведь автомобиль — типовой товар, и претензии можно систематизировать и внести соответствующие изменения в договор.

Классические неприятности, которые доставляют ритейлерам потребители, — возвращение в магазин товара, испортившегося якобы из-за скрытого брака, в конце гарантийного срока. «Типичный пример — клиент покупает монитор, пользуется им до истечения гарантийного срока, потом портит монитор с помощью зажигалки и сдает обратно, сетуя на неисправность», — рассказал один из продавцов торговой сети.

«Закон о защите прав потребителей предоставляет чрезвычайно широкие возможности для взыскания денег с торговых сетей — надо только внимательно прочитать его», — рассказал НГС.БИЗНЕС студент юридического факультета одного из новосибирских вузов Илья, который, по его словам, регулярно занимается правовыми атаками на ритейлеров.

«Чего стоит один 5-й пункт статьи 19 закона, который гласит, что покупатель вправе предъявлять претензии по качеству после окончания гарантийного срока в течение двух лет со дня покупки», — рассказывает он.

По словам Ильи, сославшись на этот пункт, ему удалось вернуть в новосибирскую розницу и получить деньги за пару зимней обуви, осенние ботинки и электрический чайник. Но Илья категорически отказывается признать себя потребительским террористом. «Закон четко определяет сроки, в течение которых товар должен сохранять свои потребительские свойства. Например, одежда, обувь, электротовары должны служить не месяц или год, как определяют сами ритейлеры, а определенные законом два года», — аргументирует он. В случае с туристическими фирмами, рассказывает Илья, необходимо внимательно читать заключенный с турфирмой договор. Все случаи нарушения стоит либо фотографировать, либо снимать на видео и затем, по возвращении, обращаться за компенсацией в турфирму.

«Если в договоре прописано "все включено", а пиво в баре отеля закончилось уже к 10 часам утра, это дает основание для взыскания ущерба», — заключает он.



Яна Янушкевич
Фото depositphotos.com

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления