Шиномонтажные мастерские в Новосибирске продолжают активно множиться. В сезон массовой замены шин десятки бизнесменов пускаются в авантюру, открывая всего за шесть средних зарплат собственную шиномонтажку, но проработают они недолго: современные водители предпочитают комплексный подход и тщательный уход за автомобилем. Насколько выгоден в Новосибирске бизнес по замене шин и сколько нужно вложить, чтобы не прогореть, — выясняла корреспондент НГС.БИЗНЕС.
Число шиномонтажных мастерских в Новосибирске за последние 3 года выросло в 1,6 раз. Этот рост продолжился и в 2014 году: их число выросло в 1,2 раза — до 630 штук, подсчитали аналитики «2ГИС». Согласно данным новосибирской ГИБДД, которое по данным на сентябрь зарегистрировало в Новосибирске 815 тыс. автомобилей, ежегодно городской автопарк прирастает на 30–35 тыс. машин (увеличение примерно на 14 %). Таким образом, за 3 года рост числа автомобилей значительно отстал от появления шиномонтажных мастерских.
Однако спрос все еще больше предложения. «Если сравнить Европу и Россию, то в Европе на 1 тыс. автомобилей приходится почти два автосервиса, а в России этот показатель более чем в 2 раза ниже — 0,8 на тыс. автомобилей, соответственно у нас очень большой неудовлетворенный спрос», — говорит руководитель федеральной сети FIT SERVICE (9 СТО в Новосибирске) Данил Соловьев. В Новосибирске это соотношение составляет 0,78, следует из данных ГИБДД и 2ГИС.
Несмотря на потенциал роста, мелким шиномонтажным мастерским на новосибирском рынке уже нет места, так как клиент голосует рублем за известный бренд и комплексный набор услуг, следует из реплик владельцев этого бизнеса. Владелец шиномонтажной мастерской напротив ТРЦ «Аура» Шихали Гасанов с выраженным акцентом говорит, что будет закрывать бизнес, так как с учетом высокой конкуренции зарабатывать почти не удается, хотя он проработал на этом месте 3 года. Теперь собирается начать торговать автомобильными маслами. «Открывают, работают сезон, думают, всегда так будут зарабатывать. А потом зимой закрываются. Здесь вокруг 6 шиномонтажек — все конкуренты», — подмечает он, по-хозяйски раскинувшись на замызганном диванчике в небольшом помещении, где стоит оборудование и сидят без дела два его работника. Цены, по словам Гасанова, давно уже не растут.
Бывший владелец такого же бизнеса по соседству Александр Городулин сообщил, что в последнее время лично ему удавалось зарабатывать тысяч 20 в месяц, занимаясь тяжелой работой, после чего он решил продать шиномонтажную, которую держал 26 лет. Сейчас, находясь на пенсии и занимаясь садоводством, он оказывает новому владельцу консультационные услуги, между делом журя работника, который выглядит так, как будто накануне поминал времена былого успеха. На вопрос корреспондента НГС.НОВОСТИ о том, почему же новый владелец решился купить убыточный бизнес, Александр, ухмыльнувшись, заметил: «Он еще этого не знает». По его словам, заменить шины у него стоит в среднем 1000–1500 руб.
У мелких предпринимателей действительно сейчас дела идут плохо, так как хорошо дела обстоят у больших комплексных автосервисов — клиенты уходят к ним, подтверждает Соловьев. «Сейчас клиент не воспринимает шиномонтаж как отдельную услугу, для него это повод полностью обслужить автомобиль и подготовить его к сезону. Соответственно, он выбирает такое место, где он может сделать шиномонтаж, проверить подвеску, двигатель, поменять масло, и чтобы это было в одном месте, так как это удобнее, чем мотаться в разные места», — говорит он.
Владелец двух СТО «Mobil 1» Александр Булуев отмечает, что конкуренция сейчас высока, а когда он восемь лет назад начинал свое дело, автосервисов было заметно меньше, а число машин быстро росло, что сулило заманчивые перспективы: «Сейчас на рынок приходит много дилетантов, так как Китай заполонил рынок дешевым оборудованием, которое стоит 150–200 тыс. руб., поэтому многие решаются начать, не разбираясь в нюансах». Бизнес этот сезонный, продолжает он, человек 2 месяца в году работает, а остальное время сидит, а аренду за бокс нужно платить. «Поэтому в совокупности с чем-то, расширяя спектр услуг, наверное, будет здорово. Либо сделать много постов в удачных местах, чтобы в сезон хапнуть побольше клиентов, которые хотят переобуться.
Мы начали с СТО, на которой делали ремонт ходовой и замену масел и постепенно начали добавлять новые услуги», — делится секретом успеха Булуев.
Предприниматель признается, что зарабатывать ему удается неплохо (сколько — не говорит) и закрываться он не планирует, но цены за последние 3–4 года у него изменились только с учетом цен на расходные материалы, несмотря на то, что все кругом дорожает. «Самый нижний предел за замену шин — 600 руб., максимум 1500. У нас ценообразование складывается из многих факторов, а частники работают сами на себя: они могут предложить поменять шины гораздо дешевле, так как к нему никто не приехал, и если он сегодня не заработает, то не поест вообще ничего», — поясняет Александр Булуев.
По наблюдениям Данила Соловьева, цены в его сегменте комплексного оказания услуг автомобилистам за последние 3 года выросли на 20 %. Это примерно на уровне инфляции за тот же срок (поменять шины в FIT SERVICE сейчас стоит 900–1700 руб.), а рентабельность бизнеса — 25 %.
Выход на точку безубыточности — 3–4 месяца, а также полная окупаемость СТО за 14–16 месяцев — для арендованного помещения. Сейчас предприниматель ищет франчайзи, которые при вложении от 2,1 млн (аренда здания) до 10 млн (строительство) и соблюдении всех требований будут через год хорошо зарабатывать.
Автосервис, по его словам, является стабильным и доходным бизнесом наравне с торговлей продуктами питания и медикаментами, так как если посмотреть, куда тратит деньги горожанин, то это продукты, коммунальные услуги, одежда и бытовые нужды, а четвертый пункт — это содержание автомобиля.
Сейчас, по оценке Соловьева, сетевики, в числе которых, кроме него, «Резиновая подкова», «7 ключей» и «Шинтоп», занимают 35–38 %, но через 6 лет 10 крупных сетей будут контролировать 70 % рынка. Оставшиеся 30 % достанутся мелким и одиночным автосервисам, которые будут обслуживать автомобилистов, пытающихся на всем сэкономить.
Настя Гринёва
Фото Татьяны Кривенко