Новосибирские бизнесмены не доверяют прогнозам Минэкономразвития и независимым экспертам на предстоящий 2014 год. Несмотря на пессимистичные прогнозы на ближайшую перспективу, представители бизнес-сообщества Новосибирска называют уходящий 2013 год трудным, но результативным. Все они единодушно говорят о стагнации. Особых потерь прошедший год не принес, но и существенного роста не произошло. Своими осторожными надеждами и ожиданиями с корреспондентом НГС.БИЗНЕС поделились первые лица компаний из самых разных сфер бизнеса.
Юрий Чернышов, основатель компании RELAN ZERO: «Уже сейчас в продажах люксовых вещей и мебели премиум-класса наблюдается падение оборотов и спроса. Многие покупатели сегодня вынуждены затянуть пояса. Люди пересматривают приоритеты, вкладываются в образование или здоровье, а все остальное секвестрируется до лучших времен. От наступающего 2014 года я не жду не то что роста рынка, мне бы очень хотелось, чтобы не произошло повторения катастрофического 2009 года. Хотелось бы верить, что спад будет плавным. Я давно не помню крайне позитивных настроений, таких, какие витали в 2004–2006 годах, когда рынок активно рос. Совсем скоро бизнесу придется очень мягко и корректно обрезать ненужные расходы, оптимизировать персонал. Все нужные останутся, незанятых придется уволить. Если нет роста рынка, увольнений не избежать. Надеяться на то, что благодаря рекламе ты обретешь новых клиентов — это нелепо, потому что в нашем сегменте их не так много вообще. Я занимаюсь мебельным бизнесом с незапамятных времен и пережил не один кризис, поэтому знаю точно, что так будет.
Антон Титов, директор группы компаний «Обувь России»: «2013 год был для нас очень продуктивным. Мы открыли 90 магазинов и вышли в 30 новых городов. Это рекордный показатель за всю историю работы компании. В дальнейшем планируем сохранить такую же динамику роста и открывать по 100 магазинов в год. В целом в экономике наблюдается стагнация, однако во многом негативный настрой относится к сфере эмоций и не всегда соотносится с реальностью, поскольку ситуация в разных сегментах сильно отличается. Если говорить о товарах длительного спроса, то здесь потребительская активность уменьшается. Если же взять, например, обувной рынок в массовом сегменте, то замедления не ощущается. Обувной рынок более устойчив к кризисным явлениям, так как обувь относится к товарам второй необходимости после продуктов питания. Рост цен составит в среднем 10 %. Это связано с тем, что обувной рынок сильно зависит от колебаний курса валют, поскольку 80 % продаваемой обуви в России — это импортная обувь, а многие комплектующие для отечественного обувного производства завозятся из-за рубежа. В перспективе в отличие от других сегментов российский обувной рынок будет прирастать в среднем на 7–11 % в год».
Елена Лукьянова, генеральный директор компании «Глобус-Тур»: «Для туризма 2013 год был достаточно тяжелым. Рынок перенасыщен предложениями, соответственно для туроператоров и турагентств реализация шла по низким ценам. Летом открылось достаточно большое количество европейских направлений, что связано с новым рейсом S7 в Мюнхен и увеличением количества рейсов в Прагу. Выросли возможности путешественников по Юго-Восточной Азии, чему способствовало открытие рейса на Гонконг. Самым динамично развивающимся направлением, пожалуй, стал Вьетнам, количество рейсов было увеличено в 2 раза. Для нас приятным итогом года стало то, что спросом стал пользоваться не только массовый туризм, но и выросла популярность индивидуальных туров, базирующихся не на чартерных, а на регулярных рейсах. Вырос спрос на комбинированные направления, такие как Новосибирск – Дубай – Шри-Ланка (или Мальдивы), когда турист может посетить две страны в одном путешествии.
Но ощутимое увеличение объема туров оказалось достаточно сложным для реализации в условиях падения платежеспособного спроса. Поэтому большая часть из них была реализована ниже себестоимости. Разумеется, это сказалось на финансовых результатах деятельности туристических компаний».
Тимофей Герасько, коммерческий директор сети «Быстроном»: «Продуктовый ритейл — это такая штука, где просто работаешь каждый день и все. «Открытие года» или «провал года» — это не про нашу отрасль. Я бы не рискнул говорить о кризисе или застое. У нас все состоит из мелочей, и мы делаем 100 дел каждый день, которые должны быть сделаны. И так каждый день. Из знаковых для нашей сети событий уходящего года могу назвать открытие самого большого магазина сети в Бердске. Это флагманский «Быстроном». Там много новинок, которых нет в других торговых точках — собственное деликатесное и колбасное производства, пекарня и кулинария. В 2014 году мы планируем открытие в Академгородке еще более современного магазина на основе того, чему мы научились в Бердске».
Ольга Ситникова, директор филиала компании «Юниверфуд» (сеть «Блинофф», «Шнельки» «Пельменная дюжина»): «Стагнацию невозможно не заметить. Особенно вялыми в 2013 году были осенние месяцы. Главный итог уходящего года — это перераспределение покупателей между крупными торговыми центрами. После открытия «Ауры» мы наблюдали отток покупателей из «МЕГИ» и «Ройял Парка», но в конце года стабильность восстановилась, поток вернулся. Раньше основной поток приходился на «Ройял Парк», сегодня это «Ройял Парк», «Сан Сити» и «Аура». Сложно сказать, что будет в 2014 году. Сейчас мы наблюдаем снижение потока клиентов. Не покупательских способностей каждого гостя, не снижение среднего чека, а именно сокращение количества гостей. Что касается кадровой и зарплатной политики, то рынок заставляет постоянно что-то в этом направлении менять.
К концу года зарплата персонала увеличилась. Общепит — это одна из тех сфер, где наблюдается кадровый голод. Не хватает персонала кухни, потому что супермаркеты регулярно открывают свои кулинарии и перетягивают персонал к себе».
Иван Сидоренко, директор строительной компании «Энергомонтаж»: «В уходящем 2013 году все планы мы реализовали, задачи решили и намеченного достигли. Основные объекты социального назначения — это школа и детский сад — мы построили и сдали. Сегодня они полностью функционируют. В следующем году планируем строительство еще одного детского сада на Родниках. Ожидания от наступающего года исключительно оптимистичные. Апокалиптические настроения в обществе могут витать, и надо быть готовым ко всему, но все в наших руках. Безусловно, все гладко никогда не бывает и проблемы были, но я бы не хотел озвучивать ошибки уходящего года. Выводы мы сделали и постараемся не повторять ошибок в наступающем году. Кадровая политика у нас стабильна, текучка кадров минимальная, поэтому все продолжится в существующем режиме без резких поворотов и потрясений. Что касается зарплат, то в этом вопросе все диктует рынок продажи жилья. Если будет возможность повышения зарплат, то повысим».
Лариса Сокольникова
Фото thinkstockphotos.com