В аэропорт «Толмачёво» пришла новая авиакомпания. Место «Владивосток Авиа» заняла новая дочка «Аэрофлота» — «Аврора». Вопреки безудержному росту пассажиропотока, побить прошлогодний рекорд по привлечению новых авиакомпаний и открытию новых международных направлений аэропорту «Толмачёво» не удалось. В очередь на выполнение полетов из главного сибирского порта стоят сразу несколько иностранных авиакомпаний, в том числе известные лоукостеры. Корреспондент НГС.БИЗНЕС выяснил, кто не пускает иностранцев в «Толмачёво», почему существующие иностранные компании не наращивают частоту и не расширяют карту полетов и почему отечественным авиакомпаниям выгодна конкуренция с иностранцами.
Авиакомпания «Аврора» начала выполнять регулярные рейсы в новосибирский аэропорт «Толмачёво» на минувшей неделе. Новый перевозчик — дочерняя компания «Аэрофлота» — взял на себя выполнение практически всех рейсов ликвидированной дочки авиагиганта — «Владивосток Авиа». Продает билеты «Аврора» через сайт «Аэрофлота». Стоимость перелета из Новосибирска в Хабаровск на ближайшие даты по минимальному тарифу составляет чуть больше 22 тыс. руб.
На сайте «Авроры» указано, что в парке компании — два Boeing 737-200, один 737-500, пара турбовинтовых Bombardier Dash 8-200 и четыре Dash 8-300. В новостях компании также говорится о двух Airbus А319, присоединившихся к флоту «Авроры» 21 ноября. Судя по сайту перевозчика, компания выполняет регулярные полеты в 13 дальневосточных городов, а также сезонные рейсы в Пекин и Петропавловск-Камчатский. Новосибирска на карте перевозок нет. Запрос НГС.БИЗНЕС о состоянии флота и карте перевозок «Аврора» оставила без ответа. Дальневосточная госкомпания стала шестой в списке новых перевозчиков «Толмачёво», привлеченных в 2013 году. Кроме «Авроры», рейсы из Новосибирска в этом году начали выполнять «Международные авиалинии Украины», East Air, «ИКАР», «Татарстан» и «Донавиа», заявили в пресс-службе аэропорта.
В сравнении с прошлым годом количество новых прямых направлений выглядит блекло. Для сравнения, в 2012-м году «Толмачёво» совершил международный прорыв, открыв прямые перелеты в Стамбул, Гонконг, Мюнхен, Дюссельдорф, Шарджу, Минск, Куляб, Фергану и Гянджу.
Несмотря на отсутствие новых популярных направлений, по итогам января–октября 2013 года новосибирский аэропорт обслужил на внутренних авиалиниях более 1,75 млн пассажиров, (на 9,3 % больше, чем за 10 месяцев 2012 года). Через международный терминал за 10 месяцев этого года прошли почти 1,26 млн пассажиров (рост на 24,8 %).
Редакция НГС.БИЗНЕС опросила представителей более 10 международных авиакомпаний о том, намерены ли они выполнять рейсы из «Толмачёво». «Мы — лоукостер, у нас очень низкие цены. Мы делаем все, чтобы выйти в «Толмачёво» [с регулярными рейсами], но не можем получить разрешение на это в Росавиации. Нас не пускают», — говорит директор омского представительства турецкого лоукостера Pegasus Airlines (летает в Стамбул из Омска, стоимость билета «туда-обратно» — от 10 тыс. руб.) Леван Турманидзе. Сложности получения разрешений от авиационного ведомства на полеты в Новосибирск корреспонденту НГС.БИЗНЕС подтвердили в Czech Airlines, ирландском лоукостере Ryanair, южнокорейской Korean Air, немецкой Lufthansa, китайской EvaAir и других авиакомпаниях. По той же причине не может выполнить свое обещание о ежедневных рейсах в Стамбул Turkish Airlines. «Мы неоднократно обращались к российским властям, не устаем делать запросы в ваши государственные органы, но, увы, пока безрезультатно, — заявил генеральный директор Turkish Airlines Темел Котил. —
Мы хотели бы летать как минимум 7 раз в неделю, причем из каждого российского крупного города! Экономика нашей компании такова, что нам выгоднее больше летать с низкими ценами, чем меньше — с высокими».
«Сегодня небо над Россией не является открытым и все полеты регламентированы большим количеством межправительственных соглашений, также существует необходимость получать разрешение от региональных базовых авиаперевозчиков, что сделать по факту очень сложно», — добавил директор новосибирского представительства «Турецких авиалиний» Тунджай Кангаллы. «Умеренный рост количества новых перевозчиков и открытых рейсов на международных направлениях связан с вопросом получения разрешений на выполнение таких рейсов, — соглашаются с перевозчиками в «Толмачёво». — Основной международный пассажиропоток формируется в Москве, и зачастую регионам непросто добиться согласия на открытие новых международных рейсов».
«В случае принятия изменений воздушного законодательства, снимающих нынешние ограничения на работу лоукостеров, ситуация с бюджетными перевозками в аэропорту «Толмачёво» может измениться уже к лету 2014 года», — добавили в «Толмачёво».
В ответе на запрос НГС.БИЗНЕС в Росавиации заявили, что все запросы о выходе в аэропорт «Толмачёво», поданные в 2013 году, были удовлетворены. «Чтобы [авиакомпании] подали [заявку о выходе в «Толмачёво»], а мы отклонили, такого [в 2013 году] не было», — сказал советник руководителя Росавиации Сергей Извольский.
«Новосибирский аэропорт находится в сложной ситуации: с одной стороны, рядом есть клиенты, готовые платить за перелеты, с другой — есть компании, готовые их возить, а с третьей — есть российское законодательство, которое мешает им встретиться, — рассуждает руководитель аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. — Вероятно, правительство хочет, чтобы больше международных рейсов выполняли российские авиакомпании. Но «Аврора» и другие госпроекты создаются вовсе не с этими целями, а у существующих авиакомпаний было достаточно времени, чтобы начать возить пассажиров по всему миру». «Ситуация, когда авиакомпании рвутся в региональный аэропорт, а авиационные власти их не пускают — экстраординарная для авиаотрасли, — считает гендиректор авиаконсалтинговой компании InfoMOST Борис Рыбак. — Обычно международные перевозчики рвутся в Москву, где попросту не хватает слотов для выполнения рейсов».
Кирилл Маковеев
Фото thinkstockphotos.com (1), ryanair-ru.com (2), charter24.ru (3)