В последнее время сегмент среднего и малого бизнеса для финансовых учреждений стал одним из приоритетных. Альфа-Банк вышел на этот рынок в 2010 году. Вышел с продуманной стратегией и присущим банку высоким уровнем сервиса. Максим Куракулов, начальник управления массового бизнеса ОАО «Альфа-Банк», рассказал о том, что удалось сделать за два года и какие инновации позволяют банку оставаться в числе лидеров рынка.
Максим, с чего банк начал работу в сегменте малого бизнеса?
Обычная потребность этой категории клиентов — простота и удобство. И первое, с чего мы начали по всей стране и в Новосибирске в частности, — мы стали развивать сеть доступных для бизнеса офисов. Мы стали делать офисы обслуживания юридических лиц ближе для клиента. На сегодняшний день у нас 7 площадок обслуживают юридические лица в разных форматах. Везде, где мы обслуживаем розничных клиентов, стараемся обслуживать и клиентов малого бизнеса.
Формат обслуживания в новых офисах — это формат одного окна. В наших офисах предприниматель может все операции совершить в одном месте. Мы установили новое оборудование, так называемые электронные кассиры, это и сейф, и касса пересчета, касса приема и выдачи. Относительно новое, технологически продвинутое решение, как раз реализующее тот самый принцип одного окна.
Кроме этого, в наших офисах менеджеры не просто операционисты — они продают весь спектр продуктов банка для юридических лиц. Наши коллеги, работающие в этих офисах, могут предложить и кредитный продукт, и различные пакеты услуг по обслуживанию расчетного счета. Это не очень простое решение с точки зрения банка, но, на мой взгляд, очень удобное для клиента. Не нужно искать специального человека для решения того или иного вопроса — встретив менеджера однажды, фактически все вопросы можно решить с ним.
Инфраструктура, безусловно, очень важна для удобства обслуживания. Но предпринимателям банки интересны прежде всего своими продуктами. Что вы можете предложить малому бизнесу?
95 % всего бизнеса в Новосибирске — это представители малого бизнеса: магазины, парикмахерские, автосервисы и т.д. И нам необходимо было найти такой инструмент, который позволял бы предложить практически любому такому бизнесу оптимальный для него тарифный план. Мы пошли по пути сотовых операторов, сервисных организаций — мы предлагаем несколько тарифов сразу для разного бизнеса.
Если бизнес связан с розничной торговлей, у нас есть отличный тарифный план, позволяющий платить минимальную цену за сдачу наличных средств, наиболее типичная для такого бизнеса операция. Если бизнес занимается серьезной оптовой торговлей и делает большое количество платежных поручений, мы можем предложить для него минимальную стоимость платежного поручения. 7 рублей — трудно найти дешевле. Если бизнес только начал работать, и для него самое важное — как можно меньше платить, у нас есть тариф с минимальной комиссией за ежемесячное обслуживание. У нас есть предложение для бизнеса, который аккумулирует деньги на счете. Такой бизнес вообще может не платить за ежемесячное обслуживание. Возможностей масса, и для каждого бизнеса наш менеджер подберет удобный тарифный план.
Есть у вас инновационные предложения?
Мы предлагаем предпринимателям заменить чековую книжку пластиковой картой. Руководители очень часто сталкиваются с заполнением чековых книжек, это необходимая, но очень непростая процедура, требующая аккуратности и внимательности. Но ведь бизнесмену нужно заниматься бизнесом, а не каллиграфический почерк развивать. Мы придумали для таких случаев карту «Альфа-кэш». Это карта позволяет получить доступ к счету клиента с помощью банкомата и карты. Причем наши клиенты могут не просто снимать деньги со счета, но и зачислять. Руководитель может выпустить неограниченное количество карт, задать им специальные режимы, раздать своим сотрудникам, и они будут сдавать выручку в офисе, который ближе к ним расположен. Это позволяет отказаться от чековых книжек, организовать логистику на точках необходимым предпринимателю образом и избавиться от многих ненужных рутинных операций.
Расчетные счета предоставляют все банки, мы же предлагаем то, чего нет у других. SMS-информирование — довольно известный сервис для тех, кто пользуется розничными услугами различных банков. У юридических лиц эта услуга только зарождается. SMS с информацией по каждой операции со счетом будет приходить на телефон руководителя или главного бухгалтера. Для руководителей бизнеса сложно переоценить важность этой услуги. Малые предприниматели привыкли всегда держать бизнес под контролем. А этот сервис позволяет всегда точно знать, что происходит с их счетом.
Какие кредитные продукты смогут заинтересовать предпринимателей?
Всегда трудно переделывать старое, гораздо проще создавать заново. Когда в 2010 году сегмент массового бизнеса Альфа-Банка начал развиваться, мы фактически всё строили с нуля, в том числе и кредитные продукты. И сегодня мы предлагаем на рынке, пожалуй, самый передовой по условиям для клиента кредит «Партнер». Мы даем до 6 млн руб. на срок до 3 лет абсолютно без залога и рассматриваем заявку в течение 6 дней.
Вопрос залога довольно сложный для предпринимателя, чтобы найти имущество, которое банк готов принять в залог, нужно потрудиться. И часто либо у бизнеса просто нет такого залога, либо банк не рассматривает имущество в виде залога, либо приходится закладывать личное имущество или привлекать сторонних залогодателей. Что не всегда удобно.
Кроме того, возможные риски банк закрывает не процентной ставкой, а грамотным финансовым анализом. Что касается ставок, то они невысокие. Переплата за год составляет порядка 11 %. Опять же если сравнивать с залоговыми кредитами, то банки, как правило, требуют застраховать залоговое имущество. Предложение уникальное, думаю, конкуренты будут нас догонять, но я уверен, мы придумаем что-нибудь еще.
Подробно с предложениями банка вы можете ознакомиться по телефонам (383) 325-24-95, (383) 325-24-90.
ОАО «Альфа-Банк»:
ул. Ленина, 52;
тел.: (383) 325-24-95; (383) 325-24-90.