Компания «Сибирский Гигант» — один из ветеранов новосибирского ритейла. На каком-то этапе, однако, она немного ушла в тень более интенсивно развивавшихся конкурентов. Однако грянул кризис, и выяснилось, что пока лидеры рынка боролись с долгами, «Сибирский Гигант» начал готовить плацдармы для будущего наступления. В этом году компания собирается открыть не меньше шести новых магазинов — в том числе два крупных супермаркета «Мегас». О том, как в наше непростое время «Сибирскому Гиганту» удается активно развиваться, НГС.БИЗНЕС рассказал генеральный директор компании Андрей Зацепилин.
Справка: Торговый холдинг «Сибирский Гигант» управляет супермаркетами «Мегас» (2 шт.), сетью универсамов «Горожанка» (7), а также гипермаркетом и оптово-розничным центром (оба работают под маркой «Гигант»). Оборот в компании в 2008 году составил 6,25 млрд рублей.
Когда начнет работать новый «Мегас»?
Как мы и обещали, наш магазин в «Ройял Парке» откроется 1 февраля. А на субботу, 6 февраля, у нас намечен по этому поводу большой праздник с развлекательной программой и фейерверком.
Ваша компания открывает магазины, как правило, в помещениях, которые сама же для себя и строит. С какими сложностями вам пришлось столкнуться в «Ройял Парке», где до вас уже был работающий магазин?
Изначально этот магазин открывала кемеровская «Кора», сделав очень качественный проект. Было приобретено дорогое оборудование, вложены немалые средства в интерьер. Но управление таким магазином требует особого отношения. Сейчас, купив эту площадку, мы вынуждены были приобретать дополнительное оборудование и делать капитальный ремонт. В целом, это помещение соответствует всем нашим требованиям. Площадь магазина, правда, со времен «Коры» сократилась, поскольку часть его отдана в аренду одежному дискаунтеру. Но в целом мы попытаемся восстановить тот супермаркет, который там был изначально, дополнив его какими-то собственными наработками.
Для нас это будет самый крупный «Мегас» — площадь зала там около 3 тыс. кв. метров. Мы связываем с этим магазином большие надежды. Торговый центр стоит в густонаселенном районе, который до сих пор обделен качественными продовольственными магазинами. По сути, там поблизости нет ничего, кроме «Холидея» и небольших «продмагов» с прилавочной торговлей. Ну и, конечно, нас привлекает сам по себе «Ройял Парк», который успел завоевать популярность обеспеченной публики. Думаю, что там будет очень хороший поток покупателей.
Будет ли и дальше развиваться этот формат?
Еще один «Мегас» откроется осенью в торговом комплексе «Сан-Сити» на площади Маркса. Это очень хороший объект, с качественным проектом и профессиональным подходом к подбору арендаторов. Для нас договор с «Сан-Сити» двойная удача, поскольку на левом берегу мы пока представлены не очень хорошо.
Большие площади новых магазинов позволят нам расширить ассортимент. Уже в третьем «Мегасе» мы постараемся порадовать наших покупателей новинками: это будут и деликатесы, и элитный алкоголь. Как-то так получилось, что в Новосибирске самая обеспеченная часть покупателей оказалась ущемлена — у людей есть деньги, но они не могут купить того, чего хотели бы.
Можно ли в Новосибирске пойти еще дальше и открыть магазины вроде московской «Азбуки вкуса»?
Это очень трудный формат. Магазин такого типа предполагает наличие большого числа уникальных позиций, оценить спрос на которые заранее невозможно. И как показывает наша практика, далеко не все новинки находят покупателей — в этом случае придется эти деликатесы просто списывать за свой счет. В Москве ритейлеры имеют существенно более богатый выбор того, что могут предложить поставщики. Так что если кто-то и решится на то, чтобы открыть у нас гастрономический бутик, то таких магазинов будет в городе один-два, не больше.
Как «Сибирский Гигант» пережил острую фазу кризиса?
У нас никаких особенных проблем не возникло, поскольку мы развивались очень осмотрительно, больших заимствований не делали. Новые магазины мы открывали на те деньги, которые уже заработали, и не старались скупить все, что можно. Думаю, это нас и спасло, так что сегодня мы можем спокойно развиваться.
Но кризис коснулся и нас — прежде всего через поставщиков, по которым он ударил очень сильно. Некоторые из них вообще исчезли с рынка. А те, кто остались, начали сокращать ассортимент, в результате чего у нас возникло много срывов поставок, когда товар не приходил вообще или приходил не в тех объемах, которые нам нужны. Чтобы эту проблему решить, с некоторыми оптовиками нам прошлось перейти на предоплату. Иначе они просто не могли найти деньги, чтобы закупить этот продукт у поставщика за границей. Так мы брали морепродукты, охлажденную рыбу. Но все равно некоторые товары мы не могли получить даже по предоплате, потому что их просто не хватало и поставщик пытался обслужить прежде всего своих московских клиентов.
Но у кризиса есть и плюсы. Упали цены на недвижимость, и мы смогли приобрести целый ряд хороших площадок, на освоение которых потребуется не один год.
Как будут развиваться другие ваши форматы?
Мы продолжим открывать новые универсамы «Горожанка» — один из них начнет работать уже на следующей неделе. Думаю, что в этом году будет открыто как минимум четыре универсама. Можно и больше, но спешить мы не хотим — это должны быть качественные объекты, удобные для покупателей. Ассортимент в «Горожанках», конечно, меньше, чем в «Мегасе», но представлен весь набор товаров, необходимых для повседневного потребления.
Также если экономическая ситуация в стране «потеплеет», то, возможно, начнем строить второй гипермаркет на улице Русская в Советском районе. Там уже есть фундамент, но с началом кризиса мы этот проект заморозили. В более отдаленной перспективе возможно возрождение проекта гипермаркета на Мочищенском шоссе, в районе городского аэропорта, — мы не отказываемся и от этого участка.
Обострилась ли конкуренция, с выходом на местный рынок федеральных и международных сетей, таких как «Лента», «Ашан», «Метро»?
Конечно, некоторое перераспределение спроса произошло, но какого-то серьезного оттока покупателей нет. Все-таки у нас хорошая репутация в городе и люди к нам ходят. Небольшие провалы посещаемости были, когда появлялись новые магазины — покупатель у нас мобильный, легко переключается. Но сейчас уже этого не происходит. Например, появления второго Metro Cash&Carry, который в прошлом году открылся в черте города, мы вообще не почувствовали.
У международных сетей есть недостаток, что они привязаны к московской логистике. Они вынуждены продавать здесь товары, которые идут по федеральным контрактам, но поставщиков этих в Новосибирске не знают. У нас покупатели очень сильно привязаны к местным производителям. Мы это уже поняли. Даже из Алтая мясопродукты уже идут хуже. Новосибирск ввиду своего расположения и характера отраслевой структуры — город профессионального покупателя, который понимает, что такое доставка, сроки хранения, поэтому предпочитают местный товар.
Стас Соколов
Фото предоставлено «Сибирским Гигантом» (1), автора (2)