Таксомоторные компании снижают стоимость проезда вслед за падением пассажиропотока и цен на бензин. По оценке участников рынка, объем пассажирских перевозок по сравнению с осенью 2008 года упал на 30 % — стали меньше ездить и корпоративные клиенты, и частные лица. Помогают ли новые цены скорректировать ситуацию, корреспондент НГС.БИЗНЕС узнавала у заместителя директора «Такси Классик» Алексея Дегтяря, директора группы компаний «Мой город» Евгения Рыдкина, директора такси «Гольфстрим» Андрея Заворина и заместителя директора такси «Грин» Анастасии Слесаренко.
Снижаете ли вы цены?
«Такси Классик»: Наши тарифы остались прежними — 6 рублей за минуту с минимальной стоимостью поездки 100 рублей плюс подача, варьирующая по районам. Но мы предлагаем особые условия для корпоративных клиентов: предоставляем дополнительную скидку в зависимости от объема перевозок и схемы оплаты. Также работает дисконтная программа для постоянных клиентов — физических лиц.
«Мой город»: У нас действуют дифференцированные тарифы на перевозку пассажиров в зависимости от класса машин. На тарифе «Эконом» минимальная стоимость проезда снизилась со 120 до 100 рублей, на «Стандарте» — со 170 до 150 рублей. На тарифе «Комфорт» цена осталась прежней — 200 рублей.
«Гольфстрим»: В январе мы вернули стоимость проезда на уровень цен до осенней индексации, когда они выросли на 6–7 %. Корпоративным клиентам предоставляются дополнительные скидки. Дальнейшее снижение пока не оправдано, поскольку все издержки, за исключением расхода на ГСМ, выросли. На данный момент ездить на официальном такси дешевле, чем с частниками, которые меньше чем за 200 рублей не тронутся с места, хотя во всех такси по городу минимальные цены от 120 до 170 рублей.
«Грин»: Мы снизили цены в феврале: по Академгородку снижение произошло на 20–30 %, поездки в город остались на прежнем уровне — снижение составило максимум 5 %. Сейчас по Академгородку мы возим за 70 рублей, доехать до площади Ленина можно примерно за 400 рублей.
Как изменился пассажиропоток?
«Такси Классик»: Снижение заметно во всех отраслях нашей экономики, и такси в данном случае не исключение. Пассажиропоток, естественно, изменился в меньшую сторону.
«Мой город»: Уменьшение пассажиропотока провоцирует снижение цен, поскольку траты на такси не первоочередные. По корпоративным клиентам есть и какой-то отток, и новые договоры.
«Гольфстрим»: С сентября по декабрь 2008 года снижение объема таксомоторных перевозок произошло примерно на 20 %. В январе мы наблюдали традиционное сезонное падение, а февраль был коротким месяцем — за первые два месяца года снижение произошло еще на 10 %. Таким образом, суммарное падение составило около 30 %.
«Грин»: Пассажиропоток уменьшился примерно на 30 %. Корпоративные клиенты не уходят, но просто меньше ездят.
Остается ли таксомоторный бизнес выгодным или сейчас компании работают на грани рентабельности?
«Такси Классик»: Рентабельность бизнеса таксомоторных перевозчиков, обладающих собственным автопарком, снизилась, но критической ситуация не стала. Сейчас основная проблема для рынка заключается в увеличении количества диспетчерских. За счет сокращения сотрудников в других отраслях экономики появилось большое количество водителей на непонятных машинах и без необходимой квалификации. Эти водители оказываются объединенными в новых диспетчерских, созданных людьми, никогда ранее перевозками не занимавшимися. Они работают по демпинговым тарифам и по факту ни за что не отвечают. Водитель со своей машиной решает свои сиюминутные проблемы — получить сегодня живые деньги, а вот выгодно ли это для него в долгосрочной перспективе, когда потребуется отремонтировать автомобиль или оплатить налог, — это вопрос.
«Мой город»: Работать сейчас тяжело.
«Гольфстрим»: Чуть-чуть потеряли все: крупные компании страдают меньше всего, мелкие упали сильнее. Если у крупного перевозчика 800 заказов в сутки, ему не страшно падение до 600, а если заказов всего 200, то падение пассажиропотока сказывается сильнее.
«Грин»: Тяжело приходится всем, но особенно сложно мелким компаниям.
Снижение цен улучшает ситуацию?
«Такси Классик»: Снижение цен положение не улучшает, поскольку по факту не увеличивается объем потребления услуг. Демпинг ни к чему хорошему не приводит: при увеличении стоимости автомобилей, растущих затратах и издержках на техническое обслуживание и запчасти он может привести к экономии на качестве и безопасности.
«Мой город»: Оптимизировать работу, как и всегда, стоит за счет улучшения сервиса, поскольку в нашем бизнесе большое количество клиентов приходит по рекомендации знакомых.
«Гольфстрим»: Это вынужденное давление рынка. Снижение носит, скорее, человеческий характер — например, предоставление скидок корпоративным клиентам.
«Грин»: Не думаю, что снижение цен — супермера и ее следует применять. Мы реагируем на действия конкурентов, которые уменьшают стоимость проезда, но пока количество клиентов не увеличивается.
Что ждет новосибирский рынок такси в ближайшее время: развитие, стагнация или банкротство части компаний?
«Такси Классик»: Сложно точно спрогнозировать, поскольку все динамично меняется. Ежегодно десятки новых компаний открываются, столь же большое количество закрывается, с той или иной величиной убытков.
«Мой город»: Мы не занимаемся прогнозами, а работаем.
«Гольфстрим»: В рисковой зоне оказались мелкие компании. Безработица растет, исчезли пьяные ночные поездки, падение посещаемости в клубах составляет от 20 до 50 %.
«Грин»: Надеюсь, что банкротств не будет. Стагнация наступила примерно две недели назад, но я не уверена, что она долго продлится. Приходит весна, и из-за слякоти и грязи люди будут больше ездить на такси.
Планируете ли вы расширение автомобильного парка?
«Такси Классик»: Расширение планируется за счет уже хорошо зарекомендовавших себя в нашем парке автомобилей Skoda Octavia и Renault Logan. Надеемся, что прекращение работы официального дилера Skoda в Новосибирске не помешает нашим планам.
«Мой город»: Сейчас у дилеров сложности с поставками, но мы собираемся проводить плановое обновление и расширение парка. Это коснется Renault Logan (тариф «Стандарт») и Ford Mondeo (тариф «Комфорт»). Постараемся расширить парк автомобилей эконом-класса — машинами марки Daewoo Matiz.
«Гольфстрим»: Мы планируем расширять парк во второй половине года — сейчас ни банки, ни лизинговые компании не предоставляют интересных условий, а повышение цен на автомобили произошло. По сравнению с осенью машины, которые мы приобретаем, подорожали на 8–15%. Лизинговые компании повысили процентные ставки или устанавливают очень высокий обеспечительный платеж, например 50 % стоимости кредита. Не занимаясь обновлением парка, наша компания и еще два игрока на рынке могут продержаться еще год, всем остальным требуется замена автомобилей.
«Грин»: Все зависит от экономической ситуации в стране: с ростом количества заказов будет расширение парка. Набрать новые машины не проблема, была бы для них работа.
Елена Сафронова
Фото Веры Сальницкой