19 ноября вторник
СЕЙЧАС -11°С

Спасите «луноход» (фоторепортаж)

Этот последний легендарный автобус знаком каждому с детства: он перевез пол-Новосибирска и умер вместе со своим бессменным водителем — теперь его ждет пресс

Поделиться

«Лицо» этого автобуса, вероятно, отложилось в памяти каждого совершеннолетнего новосибирца, кто ребенком или взрослым захватил времена СССР, 90-е и даже «нулевые» годы. Именно ЛиАЗ-677 перевозил значительную часть населения страны на городских маршрутах с 1967 года до середины 1990-х.

«Лицо» этого автобуса, вероятно, отложилось в памяти каждого совершеннолетнего новосибирца, кто ребенком или взрослым захватил времена СССР, 90-е и даже «нулевые» годы. Именно ЛиАЗ-677 перевозил значительную часть населения страны на городских маршрутах с 1967 года до середины 1990-х.

Официально Ликинский завод перестал выпускать «луноход», как прозвали автобус в народе, в 1994 году. «Луноход» трудился на перевозках людей и после окончания серийного производства. В некоторых малых городах России до сих пор остаются рабочие экземпляры. Новосибирск стал последним миллионником, где единственный сохранившийся на ходу ЛиАЗ-677 проработал до наших дней.

Официально Ликинский завод перестал выпускать «луноход», как прозвали автобус в народе, в 1994 году. «Луноход» трудился на перевозках людей и после окончания серийного производства. В некоторых малых городах России до сих пор остаются рабочие экземпляры. Новосибирск стал последним миллионником, где единственный сохранившийся на ходу ЛиАЗ-677 проработал до наших дней.

30 сентября 2015 года «луноход» маршрута № 69 «Ул. Твардовского – Матвеевка» с госномером мм072 54 RUS, принадлежащий ПАТП-4, был выведен из эксплуатации. Незадолго до этого скончался его многолетний постоянный водитель Николай Усольцев. Автобусу же исполнилось 24 года, он пробежал 1,677 млн км, выработал все возможные ресурсы — руководству предприятия больше ничего не оставалось делать, как списать машину.

30 сентября 2015 года «луноход» маршрута № 69 «Ул. Твардовского – Матвеевка» с госномером мм072 54 RUS, принадлежащий ПАТП-4, был выведен из эксплуатации. Незадолго до этого скончался его многолетний постоянный водитель Николай Усольцев. Автобусу же исполнилось 24 года, он пробежал 1,677 млн км, выработал все возможные ресурсы — руководству предприятия больше ничего не оставалось делать, как списать машину.

«Был еще такой срок в советские времена — 5 лет либо 500 тыс. км. Потом капремонт либо списание. Капремонт продляет пробег на 30–40 %. Этому автобусу когда-то частично ремонты производили», — рассказывает начальник мастерских ПАТП-4 Виктор Можелив. За всю свою историю этот автобус легко мог перевезти 1 млн новосибирцев.

«Был еще такой срок в советские времена — 5 лет либо 500 тыс. км. Потом капремонт либо списание. Капремонт продляет пробег на 30–40 %. Этому автобусу когда-то частично ремонты производили», — рассказывает начальник мастерских ПАТП-4 Виктор Можелив. За всю свою историю этот автобус легко мог перевезти 1 млн новосибирцев.

«Он списан и уже на утилизации. Снят с учета ГАИ, его эксплуатировать в дальнейшем невозможно. У него есть балансовая стоимость, но вообще сейчас цена договорная. У нас хотел музей купить его железнодорожный, был разговор, но ничего не ответили, пока не знаем», — продолжает Виктор Можелив.

«Он списан и уже на утилизации. Снят с учета ГАИ, его эксплуатировать в дальнейшем невозможно. У него есть балансовая стоимость, но вообще сейчас цена договорная. У нас хотел музей купить его железнодорожный, был разговор, но ничего не ответили, пока не знаем», — продолжает Виктор Можелив.

Сейчас у ЛиАЗа есть три варианта судьбы — остаться памятником в ПАТП, перейти в частные руки или быть уничтоженным. «Его надо покрасить, привести в надлежащий вид, законсервировать, это всё надо деньги. Постамент нужен, монтажные работы», — объясняет Виктор Можелив.

Сейчас у ЛиАЗа есть три варианта судьбы — остаться памятником в ПАТП, перейти в частные руки или быть уничтоженным. «Его надо покрасить, привести в надлежащий вид, законсервировать, это всё надо деньги. Постамент нужен, монтажные работы», — объясняет Виктор Можелив.

Впрочем, у муниципалитета вряд ли найдется даже 100 тыс. для автотранспортного предприятия, где на счету каждая копейка, — нужно обеспечивать в первую очередь выход автобусов на линии. А вот, например, в Кузбассе есть как минимум три таких автобуса-памятника.

Впрочем, у муниципалитета вряд ли найдется даже 100 тыс. для автотранспортного предприятия, где на счету каждая копейка, — нужно обеспечивать в первую очередь выход автобусов на линии. А вот, например, в Кузбассе есть как минимум три таких автобуса-памятника.

Массовый ЛиАЗ-677 стал частью жизни огромного количества людей, выросших из СССР. Многие вспомнят, как еще детьми стояли у окна возле кабины водителя и смотрели за дорогой…

Массовый ЛиАЗ-677 стал частью жизни огромного количества людей, выросших из СССР. Многие вспомнят, как еще детьми стояли у окна возле кабины водителя и смотрели за дорогой…

…вспомнят звук двигателя и мягкое переключение передач. Вспомнят металлический стук, похожий на звон бутылок, когда автобус стоял на остановке — у «луноходов» быстро изнашивались подшипники в карданной передаче на холостом ходу.

…вспомнят звук двигателя и мягкое переключение передач. Вспомнят металлический стук, похожий на звон бутылок, когда автобус стоял на остановке — у «луноходов» быстро изнашивались подшипники в карданной передаче на холостом ходу.

Впрочем, автобус потому и стал массовым, что имел для своих лет ряд технологических новинок и преимуществ, принесших ему популярность. «Луноход» был теплым, удобным, вместительным — его салон рассчитан на 110 человек, но втискивалось до 180 человек. Автобус отличался плавностью хода, а пневмоподвеска, 2-ступенчатая автоматическая КПП с гидротрансформатором считались весьма прогрессивными решениями.

Впрочем, автобус потому и стал массовым, что имел для своих лет ряд технологических новинок и преимуществ, принесших ему популярность. «Луноход» был теплым, удобным, вместительным — его салон рассчитан на 110 человек, но втискивалось до 180 человек. Автобус отличался плавностью хода, а пневмоподвеска, 2-ступенчатая автоматическая КПП с гидротрансформатором считались весьма прогрессивными решениями.

Сегодня в России есть немало поклонников ЛиАЗ-677, как и многой другой раритетной техники. Новосибирец Дмитрий Кречетов вместе с единомышленниками пытается поучаствовать в судьбе последнего хорошо сохранившегося автобуса. Его мечта — восстановить эксплуатацию, хотя бы в экскурсионном режиме.

Сегодня в России есть немало поклонников ЛиАЗ-677, как и многой другой раритетной техники. Новосибирец Дмитрий Кречетов вместе с единомышленниками пытается поучаствовать в судьбе последнего хорошо сохранившегося автобуса. Его мечта — восстановить эксплуатацию, хотя бы в экскурсионном режиме.

«То, что с 2012 года в ПАТП-4 остался один рабочий ЛиАЗ-677М, для меня не было новостью. Я даже пару раз ездил с целью его сфотографировать и прокатиться, первый раз осенью 2013 года, затем в феврале 2015-го», — рассказывает Дмитрий, показывая архив, где автобус еще на ходу.

«То, что с 2012 года в ПАТП-4 остался один рабочий ЛиАЗ-677М, для меня не было новостью. Я даже пару раз ездил с целью его сфотографировать и прокатиться, первый раз осенью 2013 года, затем в феврале 2015-го», — рассказывает Дмитрий, показывая архив, где автобус еще на ходу.

«Насчет поставки на ход, конечно, хотелось бы, но не уверен, что хватит средств и энтузиазма на его даже не восстановление, а эксплуатацию. Идея использовать его как экскурсионный есть, но пока не видно желающих, кто бы согласился в это дело инвестировать, — делится Дмитрий Кречетов. — Пока, на мой взгляд, главное, чтобы автобус максимально хорошо сохранился хотя бы в качестве памятника».

«Насчет поставки на ход, конечно, хотелось бы, но не уверен, что хватит средств и энтузиазма на его даже не восстановление, а эксплуатацию. Идея использовать его как экскурсионный есть, но пока не видно желающих, кто бы согласился в это дело инвестировать, — делится Дмитрий Кречетов. — Пока, на мой взгляд, главное, чтобы автобус максимально хорошо сохранился хотя бы в качестве памятника».

По словам Дмитрия, комплектность автобуса сохранилась почти полностью, не считая демонтированного двигателя. Впрочем, хорошая реставрация потребует не одной сотни тысяч рублей. «Так, с ходу, новый двигатель ЗиЛ-375 — около 180 тыс. руб. плюс кузовные работы, возможно, ходовая, АКПП. В салоне всё более-менее цело, сиденья восстановить только. Несколько поручней зачем-то свинтили. Думаю, тысяч 500 максимум», — объясняет энтузиаст.

По словам Дмитрия, комплектность автобуса сохранилась почти полностью, не считая демонтированного двигателя. Впрочем, хорошая реставрация потребует не одной сотни тысяч рублей. «Так, с ходу, новый двигатель ЗиЛ-375 — около 180 тыс. руб. плюс кузовные работы, возможно, ходовая, АКПП. В салоне всё более-менее цело, сиденья восстановить только. Несколько поручней зачем-то свинтили. Думаю, тысяч 500 максимум», — объясняет энтузиаст.

Автобусом, например, интересовались создатели музея из Академгородка, но и они пока не дали ответа. «У них нет площадки, они готовы вложить какую-то сумму, но если найдется тот, кто будет автобус содержать. Хотя идея использовать этот автобус для экскурсий по Новосибирску и в Академгородок им нравится», — знает Дмитрий Кречетов.

Автобусом, например, интересовались создатели музея из Академгородка, но и они пока не дали ответа. «У них нет площадки, они готовы вложить какую-то сумму, но если найдется тот, кто будет автобус содержать. Хотя идея использовать этот автобус для экскурсий по Новосибирску и в Академгородок им нравится», — знает Дмитрий Кречетов.

Пока же ЛиАЗ-677 остается в «предутилизационном» состоянии в собственности ПАТП-4, т.е. фактически городских властей. На предприятии по-прежнему готовы передать его в частные руки. Между тем, по данным различных сервисов объявлений, Avito и пр., по всей стране автобусы ЛиАЗ-677, находящиеся на ходу, предлагается купить за суммы от 150 тыс. до 300 тыс. руб.

Пока же ЛиАЗ-677 остается в «предутилизационном» состоянии в собственности ПАТП-4, т.е. фактически городских властей. На предприятии по-прежнему готовы передать его в частные руки. Между тем, по данным различных сервисов объявлений, Avito и пр., по всей стране автобусы ЛиАЗ-677, находящиеся на ходу, предлагается купить за суммы от 150 тыс. до 300 тыс. руб.

Дмитрий Косенко
Фото Александра Ощепкова, фото 12–15 — Дмитрия Кречетова

Редакционный проект НГС.АВТО ищет героев для публикаций на автомобильную тематику:
– если вы свидетель или участник какого-либо автомобильного события или дорожной проблемы,
– стали свидетелем нарушения правил со стороны чиновников, полиции и запечатлели это на фото,
– обладаете необычным, уникальным авто, советским или иностранным раритетом,
– провели достойные тюнинг, изменения интерьера или экстерьера автомобиля,
– занимаетесь креативными автоуслугами,
– а также если вы девушка с автомобилем, которая может интересно рассказать о себе и машине для рубрики «Девушка месяца»,
пишите и присылайте фотографии нам на auto-news@office.ngs.ru.

оцените материал

  • ЛАЙК 0
  • СМЕХ 0
  • УДИВЛЕНИЕ 0
  • ГНЕВ 0
  • ПЕЧАЛЬ 0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
зелененький
15 апр 2016 в 01:25

Ностальгировать по "луноходам" может только тот, кто ездил на них лишь в последние лет десять, причем не по транспортной...

15 апр 2016 в 00:22

Надо спасти обязательно.
Детям будет что показать да и самим окунутся в детство.

Сентиментальный Жора
15 апр 2016 в 01:30

Смотришь на него - и слышишь тот самый звук! А от фоток вспоминаешь запах )))