Под стеклянным колпаком

Улицу Ленина и сквер на Орджоникидзе предложили накрыть крышей, чтобы прохожие спасались от дождя, снега и ветра

Посмотреть все фото
От снега и ветра новосибирцев спасут стеклянные крыши над улицами и площадями. Об этом заявил на Всемирном форуме снега главный архитектор города Владимир Фефелов. Как отметил господин Фефелов, первый шаг в этом направлении — моллы с их широкими галереями-улицами и атриумами. Дальнейшая эволюция, по мнению главного архитектора, может привести к появлению торговой улицы, накрытой сверху прозрачным колпаком. Корреспондент НГС.НОВОСТИ выяснила, с кого Новосибирск может брать пример, а также нашла в городе один крытый переулок.
Смягчить страдания от полугодовой сибирской зимы, по мнению главного архитектора, могли бы разнообразные варианты крытых общественных пространств: от торговых комплексов с атриумами и подземных галерей до крытых пешеходных улиц и дворов. «В советское время были проекты, например, крытых дворов, которые обеспечивали бы жильцам более благоприятный микроклимат», — рассказывает Владимир Фефелов, поясняя, что тогда идеи крытых общественных пространств не получили развития из экономии. Из тех же соображений заказчики избегают их сейчас. «Хотя такие пространства пользовались бы колоссальным спросом! Мы говорим о том, что улицу Ленина хорошо бы сделать пешеходной, — продолжает главный архитектор. — Но даже если мы сделаем ее пешеходной, насколько она будет комфортна в осенне-зимний период? Наверняка вся жизнь уйдет в кафе.

В конечном счете, можно было бы и улицу Ленина перекрыть сверху светопрозрачным покрытием, отапливать ее при этом не обязательно».

Идея улиц и кварталов под крышей не нова. Средневековыми прообразами нынешних моллов были крытые базары. В ХIХ веке в европейских городах публика предпочитала гулять не по грязным, слякотным и плохо освещенным улицам, а по пассажам — крытым улочкам с кафе и магазинами (только в Париже их было больше сотни). Что касается современной архитектуры, то тут образцом крытого уличного пространства может служить Sony Center на берлинской Потсдамер-плац. Площадь с кафе и фонтаном защищена от ветра окружающими зданиями, а от дождя и снега накрыта стеклянным куполом, не препятствующим циркуляции воздуха. В канадском Торонто (где средняя январская температура — минус 4–5 градусов, но может быть и минус 30) горожане защищаются от природы радикальнее. Подземная часть Торонто включает 28 км галерей, которые соединяют небоскребы делового центра с метро и парковками, и 371,6 тыс. кв. м торговых площадей. Первый тоннель в Торонто появился в 1900 году, стратегически за идею взялись в 70-е годы.

Под стеклянным колпаком
Почти тогда же, когда торонтские торговцы строили первые подземные торговые галереи, новониколаевские купцы рыли возле торгового комплекса (ныне краеведческий музей) галереи-склады с естественным освещением — через толстые стеклоблоки, встроенные прямо в тротуар.

В нулевые годы активно обсуждался проект ТРЦ с парковками под площадью Ленина. Что касается крытых улиц, то в центре города есть один крытый переулок-тупичок — примыкающий к зданию Универсама на улице Ленина пассаж. Станислав Камзеев, главный инженер ОАО «Авангард» (Универсам), говорит, что конструкция 90-х годов морально и физически устарела, а крыша часто протекает. «Конечно, сейчас есть более современные материалы, чем использованный для нашего пассажа пластик, который загрязняется и быстро стареет, — рассуждает господин Камзеев. — Но я не думаю, что широко применять такие конструкции было бы правильно. Очень трудно сделать такую вентиляцию, чтобы летом там не было жарко». Нужно отметить, что летом в пассаже возле универсама действительно чувствуешь себя как в микроволновке.

По свидетельству архитекторов, технические проблемы таких конструкций решаемы. «До революции в Москве и Питере строили пассажи, которые до сих пор не протекают», —

подчеркивает господин Фефелов, отмечая, что при грамотно сделанной вентиляции, особенно регулируемой (зимой закрывается, летом открывается), эффекта теплицы быть не должно. Архитектор «Бутона» и «Кокона» Валерий Филиппов добавляет, что проблема уборки снега с таких конструкций тоже давно продумана: «Это могут быть мостки для сбрасывания снега, устройства механической уборки, подогрев, как на заднем стекле автомобиля».

Под стеклянным колпаком
Впрочем, целесообразность появления таких улиц в центре архитекторы оценивают неоднозначно. Валерий Филиппов согласен, что закрытых пространств городу нужно как можно больше, но сомневается в том, что такая улица возможна в центре: «Крытые улицы появляются в плотной застройке. Взгляните, например, на крытые торговые улицы в Милане — они поуже улицы Ленина и имеют сплошной фронт плотной застройки. А у нас в центре застройка рыхлая, с отступами и расстояниями».

Что касается подземных комплексов, то ими, по мнению архитектора Александра Ложкина, также не стоит увлекаться: «Естественная среда обитания человека — на земле. Правильная организация пространства решает большую часть проблем пешеходов. В компактном городе с хорошо организованным общественным транспортом, частой сетью остановок, активным центром, насыщенным кафе, магазинами и другими общественными пространствами, комфортно и в холода. С другой стороны, нам нужно одно такое крытое пространство, которые было бы своего рода форумом.

Для Новосибирска образцом могла бы быть берлинская Потсдамер-плац: крытая площадь, которая могла бы разместиться, например, на месте кинотеатра имени Маяковского или на Орджоникидзе, где сейчас сквер. А вот мéста для пассажа, крытой торговой улицы я навскидку не вижу».


Елена Полякова
Фото Стаса Соколова (1), автора (2, 3)

НГС.БИЗНЕС

АФИША

SHE

НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ

АВТО

НГС.РАБОТА

Лента новостей


Авторские колонки

Реклама
Реклама

Сообщи свою новость

Здесь вы можете оставить информацию, фотографии и видео с любыми событиями, свидетелями которых вы стали, обо всём, что происходит в городе и области. Ждём. Мы работаем для вас!
Ваше имя
Сообщите новостьПрикрепите доказательства: ссылки на видео и аудио вставьте в текст сообщения, загрузите фото
Фото
Эл. почта или телефон
Докажите что вы не робот
Ваше сообщение отправлено