Ватутинский тоннель

Площадь и проспект Маркса освобождают от автомобилей для пешеходов

Сделать двухэтажную развязку вместо тоннеля на Ватутина мешает памятник ПокрышкинуПосмотреть все фото
Площадь Маркса, ограниченная улицами Покрышкина, Блюхера, Ватутина и Новогодней, занимает 260 тысяч квадратных метров, и все это пространство может достаться пешеходам. В понедельник, 23 мая, на заседании архитектурно-градостроительного совета мэрии Новосибирска рассматривался проект, согласно которому в ближайшие 20 лет площадь и проспект Маркса ждет революционное пешеходное будущее. Корреспондент НГС.НОВОСТИ узнал, что автомобили должны будут выезжать на Коммунальный мост по периметру огромной стрелки, в основании которой лежит площадь Маркса, а острие направлено на реку. Помешать нововведению может «партия умеренных», которую в архградосовете возглавил первый вице-мэр Андрей Ксензов.
Предметом обсуждения на архградосовете 23 мая стала вся центральная часть Ленинского района — от железной дороги до ул. Немировича-Данченко, от ул. Станиславского до реки Обь. Сейчас здесь проживает 140,2 тыс. человек. Только население студенческого городка НГТУ и СибУПК в районе пр. Маркса насчитывает 10,2 тыс. человек.

«Ключевая проблема, которую необходимо решить, — это полноценное развитие центра левобережья при обеспечении пропуска автомобильного транзита», — цитирует пресс-центр мэрии главного архитектор города Владимира Фефелова.

Проект представлял начальник отдела планировки ООО «Концепт-Проект» Владимир Григорьев. По его словам, главная беда площади и проспекта Маркса — это автомобильный транзит с Коммунального моста и по ул. Ватутина: «Когда будет введен Оловозаводской мост, ул. Ватутина испытает еще большие перегрузки». Здесь и прозвучало самое смелое решение архитекторов. Они предложили убрать улицу Ватутина в тоннель протяженностью 808 метров от перекрестка с ул. Блюхера до перекрестка с ул. Новогодняя. Автомобильный поток должен будет проходить под существующей Ленинской линией метрополитена на глубине 16,5–17 метров. При этом пассажирский транспорт будет ходить по поверхности. В возможности такого решения тут же усомнился представитель ГИБДД.

Улица Блюхера должна принять на себя как минимум половину автомобилей с проспекта Маркса
Улица Блюхера должна принять на себя как минимум половину автомобилей с проспекта Маркса
Как пояснил НГС.НОВОСТИ господин Григорьев, через площадь Маркса в 2030 году будет проходить 10,5 тыс. машин в час: «Схема, которую мы предложили, максимально вписывается в существующие границы застройки с минимальным сносом существующих зданий. Если пытаться делать развязки в одном уровне, снос будет значительно больше». Вариант двухэтажной развязки на Ватутина отклонили, чтобы не заслонять памятник Покрышкину.

Второе предложение архитекторов не столь революционное. Речь идет о расширении улиц Блюхера и Новогодняя для пропуска параллельных проспекту Маркса транспортных потоков на Коммунальный мост. «Это решение не наше. Оно уже заложено в генеральной схеме улично-дорожной сети», — говорит Григорьев. Улицы переведут в класс городских магистралей, что влечет за собой расширение проезжей части. На заседании архградосовета Владимир Григорьев сказал, что для расширения ул. Блюхера, обособления полотна скоростного трамвая и прокладки троллейбусной линии необходимо снести четыре панельных 5-этажки: «Данные дома относятся к домам первых серий 1961–62 гг. постройки, и целесообразность их сноса также может обосновываться высокой степенью износа строительных конструкций». Оппонентом этого предложения выступил первый заместитель мэра Новосибирска Андрей Ксензов. На перекрестках улиц Блюхера – Котовского, Блюхера – Титова, Новогодняя – Сибиряков-Гвардейцев и Новогодняя – Немировича-Данченко «Концепт-Проект» предложил построить четыре двухуровневые развязки.

Третье и самое дискуссионное предложение архитекторов — ликвидировать движение транспорта на острие улиц Титова и Сибиряков-Гвардейцев и превратить площадь Маркса в большую пешеходную зону.

«Городу необходимы развитые общественно-пешеходные пространства. На проспекте Маркса уже существует значительный пешеходный трафик. Здесь живет порядка 10 тыс. студентов», — Владимир Григорьев видит проспект Маркса пешеходным только после 2030 года. Первый вице-мэр Андрей Ксензов, напротив, предложил вернуться к классической схеме движения транспорта по всем улицам и развивать ее. Проект снова вынесут на президиум архградосовета, а потом — на публичные слушания.

Все пространство площади Маркса может стать пешеходным
Все пространство площади Маркса может стать пешеходным
Побывав днем 24 мая на проспекте Маркса, корреспондент НГС.НОВОСТИ всерьез усомнился, что его можно сделать пешеходным. Проспект тянется полтора километра, и его можно пройти за 20–30 минут, однако вряд ли кто-то захочет преодолеть этот путь зимой в 30-градусный мороз. С функцией пешеходных зон здесь прекрасно справляются тротуары — настолько широкие, что по ним ездят машины и на них «выползают» с первых этажей хрущевок строящиеся магазины. Более-менее уютно только в верхней части проспекта — от ул. Космическая до ул. Ватутина. Здесь как будто специально для пешеходов сосредоточилось множество обувных магазинов.

Первый проректор НГТУ Геннадий Расторгуев сомневается, нужна ли его вузу такая широкая и протяженная пешеходная зона: «Мы как бы «за», но как быть с транспортом? Вы же знаете, что такое улица Новогодняя. Сначала надо готовить объездные пути, а закрыть всегда можно — но тогда город встанет на Горской». Вариант делать часть проспекта Маркса пешеходной зоной по выходным кажется господину Расторгуеву более реальным. По словам проректора, вуз очень страдает от нехватки парковочных мест: только для стоянки на внутренней территории выдано 800 разрешений — это намного больше, чем существует мест. По подсчетам ООО «Концепт-Проект», к 2030 году в кварталах вдоль проспекта Маркса будет востребовано 14 тыс. машино-мест. Сегодня их только 3500.


Константин Пономарев
Фото автора (1, 2), Стаса Соколова (3)

НГС.БИЗНЕС

АФИША

SHE

НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ

АВТО

НГС.РАБОТА

Лента новостей


Авторские колонки

Реклама
Реклама

Сообщи свою новость

Здесь вы можете оставить информацию, фотографии и видео с любыми событиями, свидетелями которых вы стали, обо всём, что происходит в городе и области. Ждём. Мы работаем для вас!
Ваше имя
Сообщите новостьПрикрепите доказательства: ссылки на видео и аудио вставьте в текст сообщения, загрузите фото
Фото
Эл. почта или телефон
Докажите что вы не робот
Ваше сообщение отправлено