Электробус: сели на батарейки

Новый вид транспорта похоронил троллейбусные линии на ТЭЦ-5 и Плющихинский жилмассив

Первый новосибирский троллейбус на аккумуляторах обошелся почти в 9 млн рублейПосмотреть все фото
В Новосибирске 8 апреля начались испытания беспроводного троллейбуса. Этот новый вид пассажирского транспорта большую часть пути проходит как обычный троллейбус, а затем отсоединяется от контактной сети и продолжает движение в режиме автобуса (электробуса), получая энергию от литий-ионных аккумуляторов. Во вторник, 12 апреля, первый заместитель мэра Андрей Ксензов сказал, что для открытия первого маршрута «НГПУ – Дом Ленина» готов закупить 10 автономных троллейбусов по 6,6–7 млн рублей за штуку. В мэрии Новосибирска считают, что теперь строить троллейбусные линии на ТЭЦ-5 и Плющихинский жилмассив экономически нецелесообразно.
Апрель 2011 года войдет в историю Новосибирска либо как время рождения нового вида транспорта, либо как начало масштабной энергетической авантюры, сравнимой разве что с массовым вкручиванием энергосберегающих лампочек. 8 апреля начались испытания первого троллейбуса на автономном ходу, сделанного в Новосибирске. Разработчики отвергают по отношению к этой модели термин «гибридный», потому что у троллейбуса один электрический двигатель мощностью 115 кВт. Первый заместитель мэра Андрей Ксензов называет новинку «электробусом».

На первых испытаниях пустой новосибирский электробус проехал автономно 33,3 км без подзарядки.

Директор ООО НПФ «Арс-Терм» Виктор Овдин, представляющий интересы фирм — разработчиков и производителей электробуса, рассказал, что для него потребовалось 500 кг литий-ионных батарей стоимостью 870 тыс. рублей. По словам господина Ксензова, 168 батарей были закуплены напрямую у производителя, который строит завод аккумуляторов в Новосибирске (ООО «Лиотех» — совместное предприятие китайской Thunder Sky Limited и «Роснано»). Ввод завода в эксплуатацию намечен на III квартал 2011 года.

На первых испытаниях электробус проехал 33,3 км без подзарядки и без пассажиров
На первых испытаниях электробус проехал 33,3 км без подзарядки и без пассажиров
По словам Виктора Овдина, батареи рассчитаны на работу при температуре до минус 40 градусов, но теряют при этом порядка 20 % емкости. «Тройной запас хода, который мы обеспечили, позволит нам учесть и это, и старение батарей», — господин Овдин рассчитывает использовать батареи для троллейбуса 3–5 лет. Корреспонденту НГС.НОВОСТИ директор «Арс-Терм» сообщил, что с пассажирами автономный троллейбус должен проехать не меньше расчетных 25 километров, а отопление салона зимой будут обеспечивать 4 печки Webasto на дизтопливе.

Первый вице-мэр Ксензов считает, что если испытания электробуса пройдут удачно, перед ним откроется большое будущее. Муниципалитет готов продлить автономными троллейбусами существующие троллейбусные маршруты до отдаленных микрорайонов — 5-го, 6-го, ул. Выборная, ул. Хилокская и так далее: «Затраты будут ниже, чем у автобусов, и эти машины будут экологически чистыми».

Местом первого массированного применения как минимум 10 электробусов господин Ксензов видит маршрут от НГПУ до Дома Ленина.

Еще в 2008 году мэрия Новосибирска объявила конкурс на проектирование новой троллейбусной линии от ул. Лобова до ТЭЦ-5. Только на проектирование предполагалось потратить 5,6 млн рублей. Теперь новая линия оказалась не нужна. «Чтобы построить подстанцию на таком промежутке (который троллейбус проходит автономно. — К.П.), нужно затратить 68 млн рублей и на контактную сеть еще 28 млн рублей, то есть сумма около 100 млн рублей», — аргументирует начальник управления пассажирских перевозок Валерий Новоселов. По подсчетам МКП «Горэлектротранспорт», стоимость строительства троллейбусной линии от ул. Лобова до ТЭЦ-5 (5,2 км), составляет около 250 млн рублей, а от ул. Доватора до Плющихинского жилмассива (2,3 км) — 130 млн рублей. Стоимость первого новосибирского электробуса, по данным «Горэлектротранспорта», складывается из самого троллейбуса (4,6 млн рублей) и дооснащения его для автономного хода (4,32 млн рублей).

Китайский электробус CSR Times TEG 6100 EV на литий-ионных аккумуляторах. Запас хода — до 150 км
Китайский электробус CSR Times TEG 6100 EV на литий-ионных аккумуляторах. Запас хода — до 150 км
Виктор Овдин рассчитывает на стоимость серийной машины около 6,6 млн рублей. По такой же цене согласен покупать электробусы вице-мэр Андрей Ксензов.

На автобусной выставке в Шанхае в 2010 году было представлено сразу несколько электробусов китайского производства с запасом хода до 150 км. Некоторые модели работают на новейших топливных элементах. Доцент кафедры электротехнических комплексов НГТУ Михаил Никулин считает, что обычные троллейбусные линии скоро уйдут в прошлое: «Скоро троллейбус будет заменяться таким видом транспорта, который питается как от контактной сети, так и от автономного источника. Со временем все это перерастет в электробусы с быстрыми стационарными способами подзарядки». Господин Никулин говорит, что для понимания перспектив новосибирского электробуса нужны как минимум годичные испытания режимов заряда, работы в зимних условиях, изучения динамики с полной нагрузкой пассажиров. Строительство контактных линий обычного троллейбуса с появлением в Новосибирске завода литий-ионных аккумуляторов кажется ему нецелесообразным. По данным пресс-центра мэрии, сейчас в Новосибирске работает 303 обычных троллейбуса.


Константин Пономарев, Елена Громкова
Фото предоставлены пресс-центром мэрии (1, 2), autocentre.ua (3)

НГС.БИЗНЕС

АФИША

SHE

НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ

АВТО

НГС.РАБОТА

Лента новостей


Авторские колонки

Реклама
Реклама

Сообщи свою новость

Здесь вы можете оставить информацию, фотографии и видео с любыми событиями, свидетелями которых вы стали, обо всём, что происходит в городе и области. Ждём. Мы работаем для вас!
Ваше имя
Сообщите новостьПрикрепите доказательства: ссылки на видео и аудио вставьте в текст сообщения, загрузите фото
Фото
Эл. почта или телефон
Докажите что вы не робот
Ваше сообщение отправлено