Черти рогатые

Мэрия закупает новые трамваи на сотни миллионов рублей — тем временем около половины новосибирцев хочет избавиться от электротранспорта

Поделиться

Первый трамвай по Новосибирску проехал 26 ноября 1934 года. Пиком развития трамвайного движения стали 1960–70-е годы. По данным сайта МУП «Горэлектротранспорт» (МУП «ГЭТ»), тогда трамваи перевозили 60 % всех пассажиров в городе. В 1975 году в городе было почти 189 км путей, а парк насчитывал 470 вагонов. Последняя крупная закупка трамваев была совершена в 1988–1992 гг. — 252 вагона. С тех пор парк неуклонно сокращался.

В нынешнем году пассажиры стали потихоньку возвращаться в трамваи и троллейбусы — всплеск особенно заметен после прошлого года, ставшего неудачным для горэлектротранспорта Новосибирска. Пассажиропоток в них в 2011 году упал, по данным Новосибирскстата на 14 %. При этом, как сообщает статистика, в конце 2011 года в Новосибирске было 294 троллейбуса и 131 трамвай, что на 3,3 % меньше, чем в 2010 году. Трамваев в городе стало меньше на 13, троллейбусов — на 5.

В декабре 2012 года, как рассказал Антон Ноев, руководящий сотрудник МУП «ГЭТ», в распоряжении компании есть 295 троллейбусов и 127 трамваев. Списано за год 5 трамваев. Купил МУП «ГЭТ» в этом году всего 1 трамвай (низкопольный).

Снижение пассажиропотока в 2011 году произошло из-за новой политики взаимоотношений государства и льготников, считает начальник Правобережного трамвайного филиала № 5 Сергей Чучакин:

«Падение в 2011 году мы связываем с отменой безлимитного проезда для пенсионеров и других льготников. Когда губернатор вернул безлимитный проезд (с 01.02.2012. — С.С.), пассажиры на наши маршруты стали возвращаться, и сейчас поток стабильный».

Председатель общественной организации «Пенсионеры за достойную жизнь» Антонина Михеева, которая была одним из организаторов митингов за возврат безлимитного проезда, провела среди знакомых небольшой опрос: «Хуже всего, по нашему мнению, обстоят дела на 14-м трамвайном маршруте. Он ходит очень редко. Еще один проблемный — это 11-й трамвай. Там, по информации от кондуктора этого маршрута, на линии осталось только 3 вагона. Ходят они крайне редко, а летом ездят переполненные, потому что много людей едет в сторону садов. Хорошо ходит 13-й маршрут».

Линию 13-го маршрута за последние 3 года капитально отремонтировали почти всю, поделился наблюдениями депутат новосибирского горсовета от КПРФ Ренат Сулейманов, но в целом ситуация с трамваями ему не нравится.

В первую очередь господин Сулейманов предлагает не тратить пока деньги на проекты скоростного трамвая. На это в бюджете 2013 и 2014–2015 годов, по его словам, предусмотрено 57 млн руб. Эти деньги можно отправить на закупку обычных вагонов.

Нужно оптимизировать трамвайные маршруты по примеру троллейбусных, считает Антон Ноев: «К примеру, мы убрали 11-й троллейбус, который никого не возил, и за счет этого нормально стал работать 29-й. Нужно пересмотреть, например, схему трамвайного маршрута № 8, который сейчас возит мало, но выполняет социальную функцию по перевозке пассажиров».

Сергей Чучакин рассказал, что в мэрии сейчас обсуждается вопрос уменьшения количества маршрутов частного и муниципального автотранспорта там, где он дублирует электротранспорт. Это полезно и для экологии, и для дорожной обстановки, и для работы трамваев и троллейбусов.

Новосибирцы готовы списать электротранспорт со счетов. Из 9 тыс. читателей НГС, которые участвовали в опросе на тему: «Назовите вид городского транспорта, которым не жаль пожертвовать, чтобы спасти город от пробок»,

расстаться с трамваем готовы 22,03 %, с троллейбусом — 19,66 %, маршрутками — 17,57 %, большими автобусами — 13,05 %, такси и частным автотранспортом — 27,41 %.

Мэр Новосибирска предлагает свою схему финансирования покупки новых трамваев для города: продать в связи с преобразованием трех районов города в Центральный округ здания, в которых располагаются администрации Центрального и Заельцовского района, а деньги, вырученные от этой операции с недвижимостью, включить адресной строкой «на электротранспорт» в бюджет города. Речь, по предварительным оценкам, идет о сумме в 300–350 млн руб. Депутатов горсовета, по мнению председателя комиссии по городскому хозяйству Игоря Кудинова, такой подход устраивает, и они целевое использование средств поддержат.

Реконструкция 1 км рельсовых путей стоит 15 млн руб. Чтобы трамваи ходили лучше, надо оградить пути или убрать с середины проезжей части на обочину, считает Антон Ноев.

Это ликвидирует зависимость электровагонов от автомобилей, которые повсеместно мешают трамваям. Когда в ноябре и начале декабря Новосибирск накрыли снегопады, то троллейбусы, по словам Антона Ноева, ехали с той же скоростью, что и другие участники дорожного движения. А вот трамваи стояли долго, но не из-за завалов. Причиной стали аварии автомобилей, которые перекрыли движение.

Сергей Стюард

Фото Стаса Соколова

ТЕКСТ

оцените материал

    Поделиться

    Поделиться

    Увидели опечатку?
    Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
    Манометр
    8 дек 2012 в 00:35

    Езжу на работу в старом разваливающемся вагоне, но приезжаю стабильно на 30 минут раньше, чем в собственном авто. Я ценю своё личное и рабочее время. И успеваю сделать за день на работе гораздо больше всех остальных работников, которые то опаздывают, то не могут проехать в центре по работе. В утренний час пик сбой бывает крайне редко, в отличие от маршруток, такси и своего авто. А вот вечером трамвай подводит довольно часто, но всегда из-за застрявших машин на путях. Авто, такси и автобусы - это всё "для души", в выходные покататься. А вот трамвай - крайне важный транспорт. Вполне можно отладить бесперебойную работу трамвая на уровне метро, с гораздо меньшим интервалом движения, утеплить вагоны, при этом не потребуется почти никаких финансовых затрат в сравнении со строительством метро.

    Фото пользователя
    8 дек 2012 в 00:24

    Ну уберём трамвайные пути, и? Через недельку этом месте вновь образуются постоянные пробки и заторы, т.к. все больше автомобилистов начинает думать "там расширили, значит, там легче проехать". Даже, если убрать трамвайные пути, что повлечет за собой еще большую пересадку на авто, убрать тротуары, то все равно до бесконечности не получится расширить улицы. Это путь, который приведет в тупик. А в один трамвай можно вместить минимуим 100 автомобилистов. То, что они брезгуют передвагаться на ОТ - это и проблемы. Пусть стоят дальше в пробках.

    Фото пользователя
    8 дек 2012 в 03:32

    Вот в Питере почти уничтожили трамвай в центральных районах в борьбе с пробками. Замечательное средство. Только не помогает. Сейчас в Питере сделали одну довольно хорошую трамвайную линию из центра на окраину (в Купчино) так там на трамвае куда быстрее чем на машине, но трамвай там всю дорогу по выделенной полосе едет, разгоняясь до скорости больше 60 км/ч. Трамвай на самом деле хороший транспорт. Как и ПАЗики. Вот было в Новосибирске золоте времечко, когда с транспортом почти не было проблем, это в 2001- 2006 года, пока царствовали ПАЗики. На остановках раскрыв двери не стояли, интервал на 888, 714, 639, 1239, маршрутах был 5-6 минут, и у всех было достаточно пассажиров. А потом решили что ПАЗики это для колхоза, для большого города нужны большие автобусы (у коммерсантов), а стало намного хуже. В Питере большие автобусы у муниципалов, а у коммерсантов сейчас в основном новые ПАЗики, и никто Питер колхозом из-за них не называет. И Новосибирск вновь выручат ПАЗики.