Черти рогатые

Мэрия закупает новые трамваи на сотни миллионов рублей — тем временем около половины новосибирцев хочет избавиться от электротранспорта

Состояние электротранспорта Новосибирска оценивается как стабильно тяжелое. Количество трамваев и троллейбусов сокращается. Рельсы и провода требуют замены и ремонта. Несмотря на это, пассажиропоток на трамваи и троллейбусы стабилен, хотя, судя по опросам горожан, почти половина из них готова отказаться от «рогатых» и «сохатых». Городская администрация пытается найти деньги на трамваи и готова ради этого продать недвижимость.
Первый трамвай по Новосибирску проехал 26 ноября 1934 года. Пиком развития трамвайного движения стали 1960–70-е годы. По данным сайта МУП «Горэлектротранспорт» (МУП «ГЭТ»), тогда трамваи перевозили 60 % всех пассажиров в городе. В 1975 году в городе было почти 189 км путей, а парк насчитывал 470 вагонов. Последняя крупная закупка трамваев была совершена в 1988–1992 гг. — 252 вагона. С тех пор парк неуклонно сокращался.

За последние 12 лет город купил только 8 новых вагонов и модернизировал около 30. Длина однопутного трамвайного пути в городе в 2012 году составляет 150 км.

В нынешнем году пассажиры стали потихоньку возвращаться в трамваи и троллейбусы — всплеск особенно заметен после прошлого года, ставшего неудачным для горэлектротранспорта Новосибирска. Пассажиропоток в них в 2011 году упал, по данным Новосибирскстата на 14 %. При этом, как сообщает статистика, в конце 2011 года в Новосибирске было 294 троллейбуса и 131 трамвай, что на 3,3 % меньше, чем в 2010 году. Трамваев в городе стало меньше на 13, троллейбусов — на 5.

В декабре 2012 года, как рассказал Антон Ноев, руководящий сотрудник МУП «ГЭТ», в распоряжении компании есть 295 троллейбусов и 127 трамваев. Списано за год 5 трамваев. Купил МУП «ГЭТ» в этом году всего 1 трамвай (низкопольный).

Снижение пассажиропотока в 2011 году произошло из-за новой политики взаимоотношений государства и льготников, считает начальник Правобережного трамвайного филиала № 5 Сергей Чучакин:

«Падение в 2011 году мы связываем с отменой безлимитного проезда для пенсионеров и других льготников. Когда губернатор вернул безлимитный проезд (с 01.02.2012. — С.С.), пассажиры на наши маршруты стали возвращаться, и сейчас поток стабильный».

Председатель общественной организации «Пенсионеры за достойную жизнь» Антонина Михеева, которая была одним из организаторов митингов за возврат безлимитного проезда, провела среди знакомых небольшой опрос: «Хуже всего, по нашему мнению, обстоят дела на 14-м трамвайном маршруте. Он ходит очень редко. Еще один проблемный — это 11-й трамвай. Там, по информации от кондуктора этого маршрута, на линии осталось только 3 вагона. Ходят они крайне редко, а летом ездят переполненные, потому что много людей едет в сторону садов. Хорошо ходит 13-й маршрут».

Линию 13-го маршрута за последние 3 года капитально отремонтировали почти всю, поделился наблюдениями депутат новосибирского горсовета от КПРФ Ренат Сулейманов, но в целом ситуация с трамваями ему не нравится.

В первую очередь господин Сулейманов предлагает не тратить пока деньги на проекты скоростного трамвая. На это в бюджете 2013 и 2014–2015 годов, по его словам, предусмотрено 57 млн руб. Эти деньги можно отправить на закупку обычных вагонов.

Нужно оптимизировать трамвайные маршруты по примеру троллейбусных, считает Антон Ноев: «К примеру, мы убрали 11-й троллейбус, который никого не возил, и за счет этого нормально стал работать 29-й. Нужно пересмотреть, например, схему трамвайного маршрута № 8, который сейчас возит мало, но выполняет социальную функцию по перевозке пассажиров».

Сергей Чучакин рассказал, что в мэрии сейчас обсуждается вопрос уменьшения количества маршрутов частного и муниципального автотранспорта там, где он дублирует электротранспорт. Это полезно и для экологии, и для дорожной обстановки, и для работы трамваев и троллейбусов.

Новосибирцы готовы списать электротранспорт со счетов. Из 9 тыс. читателей НГС, которые участвовали в опросе на тему: «Назовите вид городского транспорта, которым не жаль пожертвовать, чтобы спасти город от пробок»,

расстаться с трамваем готовы 22,03 %, с троллейбусом — 19,66 %, маршрутками — 17,57 %, большими автобусами — 13,05 %, такси и частным автотранспортом — 27,41 %.

Мэр Новосибирска предлагает свою схему финансирования покупки новых трамваев для города: продать в связи с преобразованием трех районов города в Центральный округ здания, в которых располагаются администрации Центрального и Заельцовского района, а деньги, вырученные от этой операции с недвижимостью, включить адресной строкой «на электротранспорт» в бюджет города. Речь, по предварительным оценкам, идет о сумме в 300–350 млн руб. Депутатов горсовета, по мнению председателя комиссии по городскому хозяйству Игоря Кудинова, такой подход устраивает, и они целевое использование средств поддержат.

Реконструкция 1 км рельсовых путей стоит 15 млн руб. Чтобы трамваи ходили лучше, надо оградить пути или убрать с середины проезжей части на обочину, считает Антон Ноев.

Это ликвидирует зависимость электровагонов от автомобилей, которые повсеместно мешают трамваям. Когда в ноябре и начале декабря Новосибирск накрыли снегопады, то троллейбусы, по словам Антона Ноева, ехали с той же скоростью, что и другие участники дорожного движения. А вот трамваи стояли долго, но не из-за завалов. Причиной стали аварии автомобилей, которые перекрыли движение.


Сергей Стюард
Фото Стаса Соколова

НГС.БИЗНЕС

АФИША

SHE

НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ

АВТО

НГС.РАБОТА

Лента новостей


Авторские колонки

Реклама
Реклама

Сообщи свою новость

Здесь вы можете оставить информацию, фотографии и видео с любыми событиями, свидетелями которых вы стали, обо всём, что происходит в городе и области. Ждём. Мы работаем для вас!
Ваше имя
Сообщите новостьПрикрепите доказательства: ссылки на видео и аудио вставьте в текст сообщения, загрузите фото
Фото
Эл. почта или телефон
Докажите что вы не робот
Ваше сообщение отправлено