Прерванные полеты

Мобильный телефон стал причиной гибели девушки, которая переходила взлетно-посадочную полосу

Дело об Анастасии Максимовой, которую 13 мая этого года на новосибирском аэродроме «Евсино» насмерть сбил летчик-спортсмен на планере, получило завершение 22 июня. Были подведены итоги проверки Западно-Сибирского следственного управления на транспорте: в действиях спортсмена состава преступления не обнаружено. Виновной была признана сама пострадавшая — она нарушила правила безопасности: разговаривала по телефону, переходила взлетно-посадочную полосу. Как привычный разговор по мобильному может стать последним, узнавала корреспондент НГС.НОВОСТИ.
Несчастный случай, унесший жизнь 21-летней планеристки из Казани, произошел 13 мая 2010 г. в 17:12 на аэродроме «Евсино» под Искитимом, где проходили учебные тренировки по планерному спорту. Анастасия, выполнив тренировочный полет, пересекала взлетно-посадочную полосу и увлеченно разговаривала по мобильному телефону. Она не заметила совершающий посадку планер «Янтарь-Стандарт 2», которым управлял спортсмен из Магнитогорска Андрей Стрижов.

Девушку задело концевой частью крыла, полученные травмы оказались несовместимыми с жизнью.

Спортсмены из разных городов оказались в Новосибирске, готовясь к чемпионату России по планерному спорту, намеченному на 25 мая. Как рассказал начальник новосибирского авиаклуба Алексей Долженко, в России сейчас функционирует всего три планерных клуба — в Орле, Казани и Новосибирске. В середине мая работал только наш аэродром, и спортсмены съехались сюда, чтобы потренироваться перед чемпионатом. Анастасия до этого последний раз летала в Казани в октябре прошлого года и перед трагедией осуществила первый тренировочный полет в нынешнем году.

После полета Анастасия шла по ВПП наискосок, находясь спиной к планеру. Из-за разговора по сотовому девушка не услышала свист товарища, который был неподалеку и пытался ее предупредить.

По данным расследования, в действиях спортсмена, допустившего столкновение с погибшей, признаков состава преступления не установлено, и уголовное дело возбуждать не стали. «Планер безмоторный, у него не было никаких возможностей: ни свернуть, ни затормозить, ни подать сигналы — у планера они вообще не предусмотрены», — поясняет Андрей Метелев, заместитель руководителя следственного отдела Западно-Сибирского следственного управления на транспорте. Несмотря на то, что вины за ним признано не было, летчик Андрей Стрижов свою летную деятельность, вероятнее всего, прекратит. Как пояснил Алексей Долженко, это была личная инициатива спортсмена.

Согласно акту расследования инцидента, причиной смерти Анастасии Максимовой явилось нарушение мер безопасности, которое выразилось в несоблюдении ею правил пересечения взлетно-посадочной полосы.

«Находиться на полосе можно, но, как и при переходе автодороги, требуется соблюдать меры безопасности. Она была допущена к полетам, под инструктажем стояла ее подпись», — следователь листает материалы дела и цитирует пункт правил, который нарушила спортсменка. Это пункт 1 «а» Курса учебно-летной подготовки планерных авиационно-спортивных организаций ДОСААФ, который гласит, что на взлетно-посадочной полосе находиться не запрещено, только если пересекать ее строго перпендикулярно осевой линии, а не под углом.

Летное поле в Евсино считается одним из самых удобных в России для планерного спорта и ежегодно проходит проверки. Единственный смертельный случай в постсоветском периоде случился здесь в 1996 г. и был связан с ошибкой расчета при взлете с площадки. Ежегодно, по словам Алексея Долженко, в планерном спорте по всей России гибнет когда 2 человека, когда 8. «В масштабах всей страны это крайне мало. И сколько гибнет на дорогах? 35 тысяч, грубо говоря — 100 человек в день. В небе, конечно, это не на машине — тормознул, остановился, здесь подготовка огромная», — говорит летчик.

Анастасия с 16 лет была в планерном спорте, и почему она не глядя пересекала полосу, сейчас сказать никто не может. «Существует понятие «радиоосмотрительность», она только что окончила полет и должна была держать в голове, сколько судов находится в каких зонах, заходят ли на посадку, это тоже выпущено было из виду, хотя из планера она вылезла 10 минут назад. Обыкновенный человек делает примерно 6 ошибок в час, но обычно их замечает и справляет», — рассуждает Алексей Долженко, резюмируя, что Анастасия совершила одну из привычных для многих ошибок: разговаривала по телефону, переходя дорогу (в данном случае — посадочную полосу), — и для нее этот разговор стал последним.

Мобильные телефоны нередко становятся причиной дорожно-транспортных происшествий и на обычных дорогах: для водителей их использование запрещено, но и пешеходы подвергают себя не меньшей опасности. Как отмечает инспектор отдела пропаганды ГИБДД Алексей Толочный, человек попросту не успевает адекватно среагировать на дороге. «Если человек привлекает свое внимание к какому-то источнику, то все остальные сигналы становятся для него менее значимыми, порог восприятия этих сигналов для него повышается. Человек не может одинаково сосредоточить внимание на нескольких источниках, это обычный момент, связанный с перераспределением внимания», — подтверждает опасность распространенной привычки психофизиолог из Института физиологии СО РАМН Сергей Павлов.


Ирина Киснер
Фото geettyimages.com


НГС.БИЗНЕС

АФИША

SHE

НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ

АВТО

НГС.РАБОТА

Лента новостей


Авторские колонки

Реклама
Реклама

Сообщи свою новость

Здесь вы можете оставить информацию, фотографии и видео с любыми событиями, свидетелями которых вы стали, обо всём, что происходит в городе и области. Ждём. Мы работаем для вас!
Ваше имя
Сообщите новостьПрикрепите доказательства: ссылки на видео и аудио вставьте в текст сообщения, загрузите фото
Фото
Эл. почта или телефон
Докажите что вы не робот
Ваше сообщение отправлено