Мой брат Каинск

В Новосибирской области решили создать третий по величине город с самой богатой историей

Современный Куйбышев придумал способ вернуть себе лавры старого КаинскаПосмотреть все фото
Мэр города Куйбышева Новосибирской области Сергей Аверьяскин заявил 17 июня о желании объединиться с соседним Барабинском с помощью референдума жителей. Идее создать в регионе еще один экономический центр, «магнит» для привлечения населения и инвестиций, уже три года, а самому городу Куйбышеву (до 1935 года Каинск) скоро исполнится триста лет. Пока идея создать общий городской округ только обсуждается, люди продолжают сближаться. Корреспондент НГС.НОВОСТИ разглядел на западе Новосибирской области новый город, который может вернуть себе старое доброе имя.
Справка: Каинск — один из старейших городов Западной Сибири. Первое русское поселение возникло в среднем течении р. Омь при впадении в нее р. Каинки в 1722 г. для охраны обозов, следовавших по тракту Тара – Томск, от кочевников. 30 января 1782 г. слобода получила статус уездного города Каинска. До революции Каинск — один из центров компактного проживания евреев в Сибири. Путеводитель по Великой Сибирской железной дороге в 1900 г. определяет состав каинского экспорта: «спирт, вино, пиво — на восток, хлебные грузы, мясо, сало, птица, рыба — на запад». В 1935 году город получил имя революционера-большевика Валериана Куйбышева. (kainsk-today.ru, berdskadm.ru)

В прошлый четверг, 17 июня, на пресс-конференции, посвященной экономическому развитию Куйбышева, мэр этого города Сергей Аверьяскин сделал неожиданное заявление: «Было бы здорово, чтобы Куйбышев и Барабинск объединились путем референдума в один город или городской округ. Экономики Барабинска и Куйбышева разные, потенциал у них высокий, и при объединении получится довольно-таки серьезное муниципальное образование».

Мэр Аверьяскин хочет выдвинуть Куйбышев обратно к железной дороге. По его словам, сто лет назад каинские купцы похлопотали о том, чтобы дорога миновала их город, а теперь эту ошибку следует исправить.

В Барабинске идею объединения обсуждают с гораздо меньшим энтузиазмом. Глава администрации города (сити-менеджер) Максим Овсянников так прокомментировал НГС.НОВОСТИ высказывание Сергея Аверьяскина: «Желание объединиться люди могут высказать на референдуме. А что касается необходимости — как про это можно говорить, если нет никаких расчетов? Конкретики в этом предложении нет — все как если бы мы сели на лавочку и поговорили между собой. Да, это получится большое по численности муниципальное образование, а дальше-то что? Я считаю, что к этому вопросу надо подходить по-иному: оценить налоговый потенциал, трудовые ресурсы, посмотреть, в каком направлении можно развивать эти города, оценить расходную и доходную часть бюджета. Будут подробности — поговорим предметно».

Для своего времени Каинск был успешным торговым городом, но сделал ошибочную ставку на гужевой транспорт
Для своего времени Каинск был успешным торговым городом, но сделал ошибочную ставку на гужевой транспорт
Согласно данным Новосибирскстата, на 1 января 2010 года в Барабинске проживало 30 250 человек, в Куйбышеве 47 278 человек (в Бердске 97 690, в Искитиме 63 678).

Куйбышев обгоняет Барабинск по числу зарегистрированных предприятий (637 против 311) и индивидуальных предпринимателей (1601 и 793). Оборот розничной торговли в 2008 году в Куйбышеве был почти втрое больше барабинского — 4 млрд рублей против 1,6. На 16 июня 2010 года, в Куйбышеве уровень безработицы 1,5 %, а в Барабинске — 1,6 % (в Новосибирске 1,2 %). Одноместный номер в барабинской гостинице «Провинция» стоит 920 рублей в сутки, в куйбышевской гостинице «Юбилейная» — от 700 рублей в сутки (без душа).

Как сообщили в пресс-службе департамента труда и занятости НСО, в январе-марте 2010 года барабинцы зарабатывали 14 934 рубля в месяц, а куйбышевцы — только 12 204 (данные по районам, средняя по НСО 16 991 руб.).

Сергей Аверьяскин признает, что закрытие завода «КАОЛВИ» (выпуск водки прекращен 1 января 2006 года) и прекращение производства спирта в Куйбышеве нанесло удар экономике города. Другой локомотив экономики — ФКП «Анозит», которое выпускает ракетное топливо. «Предприятие работает, имеет стабильный госзаказ, и на нем трудятся порядка 1200–1400 человек», — радуется мэр Куйбышева. В Куйбышеве также производят карданные валы для автомобилей ГАЗ и ПАЗ, есть завод по переработке молока.

Жители Барабинска в один голос твердят, что уровень жизни в Куйбышеве выше, но все как один против потери независимости в результате объединения с соседями.

Барабинск, ровесник Новосибирска, тоже родился и вырос благодаря железной дороге
Барабинск, ровесник Новосибирска, тоже родился и вырос благодаря железной дороге
Завуч школы № 47 Галина Чернова подтверждает, что жители двух городов ездят друг к другу на работу: «В Куйбышеве жить лучше, там власти больше заботятся о населении, лучше благоустройство, больше заведений для молодежи». Ее коллега Елена Гоменчук встала на защиту Барабинска: «Я не хочу жить в Куйбышеве. Пусть объединяют и называют Барабинском — мы согласны. Мы родились в Барабинске и хотим умереть в Барабинске». Госпожа Гоменчук считает, что Куйбышеву это выгодно: «У нас же железная дорога». Название Каинск ее совсем не устраивает.

Директор агентства коммуникаций «Банзай» Тамара Соболевская, напротив, считает, что разговоры об объединении — это очень удобный повод подумать над тем, как должен называться новый город: «Главная задача — привлечение в город дополнительных денег. Название Куйбышев не слишком выигрышно, а вот позиционирование объединенного города как поселения с серьезным историческим прошлым может рассматриваться как заявка на более значимую роль в современной экономике».

Идея объединить Куйбышев и Барабинск была высказана три года назад специалистами Центрального научно-исследовательского и проектного института по градостроительству Российской академии архитектуры и строительных наук (г. Москва).

Центральный НИИПИ по градостроительству разрабатывал схему территориального планирования Новосибирской области, и с тех пор по Барабинску ползут слухи о том, что «москвичи решили нас присоединить к Куйбышеву». Юрий Воронов, гендиректор консультационной фирмы «Корпус», которая разработала концепцию городской агломерации вокруг Новосибирска, сомневается в том, что специалисты из Москвы нашли удачное решение: «Никто не мерил болота между Куйбышевым и Барабинском. Проблема объединения Куйбышева и Барабинска действительно существует, но она более сложная». Господин Воронов говорит, что двухсторонним соглашением между двумя муниципалитетами можно решить все проблемы: «Умеете договариваться — будете хорошо жить. Не умеете — ничто не поможет, ни осушение болот, ни референдум. Роль областной администрации — заставить их договориться, а территориальное объединение этих городов — это нелепость».


Константин Пономарев
Фото kainsksib.ru (1, 2), transsib.ru (3)


НГС.БИЗНЕС

АФИША

SHE

НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ

АВТО

НГС.РАБОТА

Лента новостей


Авторские колонки

Реклама
Реклама

Сообщи свою новость

Здесь вы можете оставить информацию, фотографии и видео с любыми событиями, свидетелями которых вы стали, обо всём, что происходит в городе и области. Ждём. Мы работаем для вас!
Ваше имя
Сообщите новостьПрикрепите доказательства: ссылки на видео и аудио вставьте в текст сообщения, загрузите фото
Фото
Эл. почта или телефон
Докажите что вы не робот
Ваше сообщение отправлено