29 марта воскресенье
СЕЙЧАС -2°С

Новосибирск в снегу: сравнили «Бионорд» и песок и вспомнили, как выглядели дороги города раньше

Директор ДЭУ рассказал, как чистит улицы, имея в три раза меньше техники, чем нужно по нормативу

26 914

Поделиться

С 2018 года в Новосибирске для борьбы со снегом и гололедом на некоторых дорогах вместо пескосмеси используют современный реагент «Бионорд». Им давно пользуются более чем в 60 городах России, среди которых Москва, Казань, Екатеринбург, Тюмень, Хабаровск, Красноярск и другие. В нашем городе эта вторая зима. Но именно сейчас в соцсетях и в комментариях к статьям в СМИ муссируют недовольство, что якобы реагент виновен в снежной каше, плохом сцеплении и грязи. Мы решили вернуться в прошлое и посмотреть, насколько чистыми были дороги во времена без «Бионорда» и разобрались, какие улицы обрабатывают реагентом.

Дороги Новосибирска скрылись за толстым слоем грязи. 21 декабря 2017 года

Дороги Новосибирска скрылись за толстым слоем грязи. 21 декабря 2017 года

Многие помнят, как после первого приезда блогера Ильи Варламова жители Новосибирска разделились на два лагеря: одни ругали москвича о публикации в ЖЖ, другие его хвалили и перечисляли улицы, где еще есть горы снега, гололед и грязь от песка и соли. Это было в 2013 году, но если вы посмотрите фото зимы или начала весны 2014, 2015 и даже 2017 года — все они будут выглядеть примерно одинаково: грязный снег на автомобильных дорогах, тротуарах и во дворах. Он и сейчас есть. В основном на тех улицах, где до сих пор сыпят песок.

Фото 1: 2019 год
Фото 2: 2017 год

Современным материалом в Новосибирске обрабатывают лишь несколько дорог. Так что причина грязи, как была много лет, так и осталась — в десятках тысяч тонн песка, щедро разбрасываемых на проезжей части.

По словам экспертов, любой противогололедный материал в процессе работы образовывает откатную кашу. Вопрос в ее объеме. С песком такой каши гораздо больше.

«Если применялась пескосоляная смесь, то каша получается в зависимости от температуры и концентрации. Чем больше соли и выше температура, тем больше каши. Смесь дробления тоже может превращать дорожную сеть в жижу», — заметил глава администрации Советского района Дмитрий Михайлович Оленников.

Алексей Николаевич Лыков, директор ДЭУ Советского района отметил, что «Бионорд» полностью устраивает дорожное учреждение (ДЭУ). Во-первых, по оперативности срабатывания и качеству работы. Реагент в процессе плавления снежных накатов и наносных снегопадов уменьшает их объем. Наглядный пример — валы вдоль проезжей части стали заметно меньше по объему.

А не забыли, как выглядели обочины и город по весне пару лет назад?

Гора заледеневшей грязи высотой с двухэтажный дом, май 2013 года

Гора заледеневшей грязи высотой с двухэтажный дом, май 2013 года

«Если вы обратите внимание, там, где мы работаем классическими пескосоляными смесями, валы не уменьшаются в объемах. Даже наоборот: пескосоляная смесь является «наполнителем». Будто взяли и «надули» снежный вал еще и пескосоляной смесью», — подчеркнул эксперт.

Пыли стало меньше

Не для всех очевидная, но прямая связь: зимой песок — весной пыль. Помните, как Новосибирск прозвали Пылесибирском? Такой «ребрендинг» произошел благодаря снежным зимам, морозам и пескосоляной смеси. До 2013 года в городе применяли обычные речные пески, не заморачиваясь, сколько в них глины и пыли. Пока общественность не заставила обратить на это внимание.

«Материал начал эволюционировать на предмет уменьшения этих составляющих и увеличения фракционного состава. Сегодня мы используем не просто пески с повышенным модулем крупности, а фракционные пески, которые изготавливаются путем дробления горных пород и последующей их очистке в классификаторах», — пояснил Алексей Лыков.

Такой подход, а также замена части песка на растворимый реагент позволили сократить количество пыли. Хотя до идеала далеко. Но борьба с грязью и пылью — комплексная задача: газоны, бордюры, стройки и прочее.

И самое страшное в пыли не реагент. Его весной в дорожном смете практически нет, он растворяется со снегом. А вот пыль от котельных и заводов, выбросы автотранспорта, фенолы, формальдегиды, все это налипает на частицы песка и весной взлетает в воздух. Так что — меньше песка, меньше пыли.

О черных кучах, которыми покрылся Новосибирск, и что в них содержится много писали в 2017 году.

Яды, грязь и сажа. Что содержит снег Новосибирска. Март 2017 года.

Яды, грязь и сажа. Что содержит снег Новосибирска. Март 2017 года.

Аварийность снизилась на 29%

Про дни жестянщика мы писали стабильно каждый год, как только происходило похолодание или оттепель. Скачки температуры через 0 увеличивали аварийность в несколько раз.

В 2013 году 24 октября произошел резкий скачок аварийности на дорогах Новосибирска. Всего было зафиксировано 46 аварий с материальным ущербом и 4 наезда на пешеходов

Из-за внезапно выпавшего снега город стоял в 10-балльных пробках еще несколько дней. Машины бились из-за гололедицы. Последний год массовых аварий и снежного плена на дорогах удается избежать.

«Накоплена статистика по ДТП: аварийность снизилась на 29% по сравнению с предыдущим периодом. Количество погибших уменьшилось на 13%, а пострадавших — на 27%. Нет сомнений, что именно «Бионорд» сыграл решающую роль в безопасности дорожного движения», — подтвердил Алексей Николаевич Лыков, директор ДЭУ Советского района.

К слову сказать, наши соседи — Красноярск, который тоже две зимы применяет «Бионорд», получил схожий результат. Аварийность из-за зимней скользкости по сравнению с периодами, когда реагент не использовали, сократилась более чем на четверть. А вот на улицах, где вернули на время песок — возросла. В Екатеринбурге за время использования материала число «зимних» ДТП упало на 72%, в Москве на 67%, в Казани — на 45%.

Задача победить снег в Сибири — сложная. Но на тех улицах, где применяют «Бионорд» дорожная ситуация улучшилась, говорят инспекторы ГИБДД. Мы составили карту, какие дороги до сих пор обрабатывают по старинке — песко-гравийной смесью, а на каких со снегом борется «Бионорд». Красным выделены улицы, которые посыпают песком, синим — «Бионордом».

Эксперты сравнили «Бионорд» с песко-соляной смесью по некоторым параметрам и вот что у них получилось.

«Бионорд работает на улицах нашего района очень неплохо. Его использование обеспечивает требования ГОСТа-50597 — это основной ГОСТ, который регламентирует процессы содержания проезжей части в рамках безопасности движения. Материал способен бороться со скользкостью до -25 градусов. Концентрация распределения по проезжей части меняется в зависимости от температурного режима. Даже пескосоляная смесь, которую мы продолжаем применять все эти годы несмотря на эволюцию, никогда не работала при температуре ниже 15 градусов», — заявил Алексей Николаевич Лыков, директор ДЭУ Советского района.

В словах эксперта, как «Бионорд» топит снег, журналисты убедились лично в январе этого года, отправившись в 4 утра вместе с дорожниками посыпать главную артерию города — Красный проспект.

На обратном пути, журналисты заметили, что снег почти растаял. Именно так и действует «Бионорд»: его частицы, попав на дорогу, постепенно растворяются и заодно растворяют снег со льдом.

Директор ДЭУ Советского района дал характеристику реагенту: «"Бионорд" является противогололедным материалом химического исполнения. Из себя он представляет гранулы неправильной формы, которые содержат минеральные соли — хлорид натрия, хлорид кальция. Хлорид кальция выделяет тепло, а хлорид натрия, наоборот, поглощает тепло. Достигнут баланс: при плавлении снежной массы не остается избыток снега и не возникают накаты в результате обледенения. Таким образом, удается не осложнять ситуацию на проезжей части».

Ключевой фактор оперативности в борьбе с гололедом — наличие достаточного количества техники. А с этим в городе пока не очень. В некоторых районах от необходимого норматива — всего треть. И если бы не реагент, на дорогах было бы еще хуже, уверены дорожники.

«Самым большим аргументом для нас является отсутствие необходимого количества техники в ДЭУ Советского района: оснащение составляет лишь 32% от норматива! Должно быть три машины, а выходит одна. Как может ДЭУ в таком составе обеспечить безопасность дорожного движения, работая в классическом варианте с пескосоляной смесью, которую нужно внести, смести, внести, смести, убрать? Нет ни людей, ни техники. Часть этих проблем забирает «Бионорд». Ты внес, а сметать, если на дороге только небольшой слой льда нет смысла — это аргументировано и прописано, что при благоприятных погодных условиях его не надо сметать. Зачастую его даже можно не применять повторно на том же участке, потому что он хорошо справляется с уборкой наледи за раз.

Далеко не все комбинированные противогололедные материалы так работают. А сейчас начали применять двухфазный вариант «Бионорда», он еще лучше работает за счет того, что сокращается ширина его распределения — он не разносится вихревыми потоками, напрасно не растрачивается. Вся масса ложится на ширину обрабатываемой поверхности и отрабатывает на 100%!», — заключил Алексей Николаевич Лыков.

Конечно, технология «разбросал и оставил» имеет право на жизнь лишь в случае отсутствия осадков и наличии тонкого льда. Если идет снег, то его после «Бионорда», как и после песка нужно убирать.

Разница лишь в том, что «Бионорд», в отличие от песка, держит снег в талом состоянии до 7-8 часов и дает дорожникам возможность отложить эту операцию до ночи, когда интенсивность движения мала и уборочная техника не создаст помех движению.

Каким выглядел наш город раньше легко вспомнить, посмотрев на тротуары. Здесь за все эти годы ничего изменилось — посыпают песком с солью. Поэтому зимой жутко скользко, весной — грязно. Не тротуар, а полоса препятствий. За эту неделю более 700 человек не смогли ее преодолеть и попали в больницы.

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter