18 октября пятница
СЕЙЧАС +0°С
Фото пользователя

Анна Богданова

Обозреватель
Фото пользователя

Анна Богданова

Обозреватель

«Пассажиры — стадо баранов, рубли ходячие»: колонка автора НГС об общественном транспорте

Она почти поменяла личное авто на автобусы и троллейбусы — но ездить в них очень стыдно

Поделиться

Городской транспорт, считает автор НГС, вызывает ощущение, что ты бездомный

Городской транспорт, считает автор НГС, вызывает ощущение, что ты бездомный

Вот едем мы в новосибирском общественном транспорте и чувствуем себя немножко бомжом. В маршрутках иногда поприятнее, но не всегда. В метро всё неплохо, но сейчас не о нём.

Признаюсь, если подойдёт автобус и троллейбус, я выберу троллейбус. Не потому, что хочу сэкономить рубль. Просто я за электротранспорт. Это то же самое, что не брать лишний пластиковый пакетик или стаканчик во имя экологии.

Но какие они убитенькие, эти троллейбусы и трамваи (не все, но многие). А по рельсам нашим ехать просто страшно. Колорита добавляет кондуктор, смотреть на которого без слёз невозможно. Кондукторы и водители, кстати, одинаковые, что в ГЭТе, что в коммерческих автобусах. И дело не в том, что я вот такая вся краля — кондукторы мне не понравились. Просто хочется ездить в нормальном транспорте. Что такое нормальный? Вот есть маргиналы — хронически без работы, пьющие, неряшливые, ленивые. На краю. Примерно так и выглядит новосибирский общественный транспорт. Если автобус сносный (в нём даже шторки с кисточками), кондуктор всё портит. То какой-то потный мужик в сланцах, то замученная лохматая тётя с облезшим на ногтях лаком — билет брать как минимум неприятно.

И вроде ты не виноват — автобус не твой, ведёшь себя прилично. А как-то стыдно. Всё-таки это лицо города, так же как дороги, здания, парки. Конечно, всему можно найти объяснения: частные перевозчики, которые отчасти сами себе хозяева; у ГЭТа просто нет денег; с кондукторами напряжёнка, хорошо, что хоть эти есть. 

Но вроде войны-то нет, слава богу, мы не голодаем. Почему всё так ущербно? Как будто только что выползли из землянок.

Не удивлюсь, если чиновники и разные там транспортные специалисты снисходительно улыбнутся моему эссе: мол, что она понимает. Но ведь можно хотя бы надеть на сотрудников чистые рубашки одного цвета, повязать дешёвые галстучки и требовать от них мыться и пользоваться дезодорантом? Простите, что лезу в чужой карман, но допотопная форма для кондукторов одного предприятия — это пара зарплат одного депутата.

Вообще, перед рейсом они проходят медиков, так там же можно и взглянуть на внешний вид сотрудника. И элементарный инструктаж по общению с пассажирами провести. Может быть, он и есть, но как-то не проникает вглубь сознания. «За проезд передаём», — тон, с которым произносится эта фраза, даже описывать не нужно, все всё поняли. Какой-то зоной попахивает, из серии: «Руки за спину убираем». 

Кондукторов, считает автор, можно хотя бы нарядить в чистое

Кондукторов, считает автор, можно хотя бы нарядить в чистое

Можно же чуть поласковее: «Уважаемые пассажиры, рассчитайтесь, пожалуйста, за проезд». Но у нас так не принято. Действительно, к чему это лицемерие, если пассажиры — это лишь стадо баранов, рубли ходячие. А не нравится — выходите. Про улыбки я промолчу, обойдёмся, не в самолёте.

У меня есть машина. Иногда выйду из дома, посмотрю на неё, представлю, как сяду в чистенький салон, включу кондиционер и любимую музыку... Но тут же отгоняю эти порочные мысли воспоминаниями о парковках на Ленина, когда приходилось наматывать круги в поисках самого захудалого местечка. В лучшем случае втиснешься куда-нибудь, прижав уши (свернув зеркала), и весь день думаешь: а точно там не было запрещающего парковку знака?

Так что общественный транспорт очень нужен, без него никуда. Но человеком себя чувствовать тоже хочется.

И ещё. Приглядитесь к остановкам, точнее к остановочным пунктам, как говорят чиновники. Хорошо, если этот «пункт» вообще есть. Трамваи, например, останавливаются просто. Именно «просто» — так можно назвать большинство остановок на трамвайных маршрутах. Там нет ровным счётом ничего, даже мелом не нарисовано место, куда вставать пассажирам. Как в деревне (самой глухой). А где автобус останавливается? А там, за магазином.

Если не «просто», то часто эта коробочка вся ушатанная, дырявая. Как минимум оплёванная. И аргумент про деньги здесь ни к чему. Чтобы эти «остановочные пункты» выглядели более-менее прилично, достаточно ведра и тряпки, максимум позвать двух рабочих, чтобы забили щель. Понятно, что люди у нас всякие, сами виноваты, не знают, как мусорками пользоваться, и так далее. Но это же общественный транспорт, инфраструктура в городе-миллионнике, столице Сибири, третьем по численности городе в стране, что там ещё? Просто так хочется быть чуть лучше. По крайней мере, чтобы не было стыдно.

Вам нравится ездить в новосибирском общественном транспорте?

    Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

    оцените материал

      Поделиться

      Поделиться

      Увидели опечатку?
      Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
      Фото пользователя
      11 июл 2019 в 09:40

      Аннушка, если ты чувствуешь себя бомжом, то это твои трудности.
      Принципиально езжу только на метро, трамваях и троллейбусах. В самом крайнем случае - на маршрутке или автобусе.
      НГС, возьмите меня копирайтером - я в сто раз позитивнее напишу.
      Хотя нет, не возьмёте. Не блатная же

      Кузьма
      11 июл 2019 в 09:52

      Уважаемая автор, я тоже не доволен общественным транспортом, сотрудниками МФЦ и т.д., Но нужно понимать что люди не от хорошей жизни идут работать в контроллеры, я думаю платили бы им 50 000 то и у женщин была бы стрижка с маникюром, а потный мужик в сланцах, тоже выглядел опрятнее. Я так понимаю что работают они с самого утра до позднего вечера, с непонятными обедами и без возможности справить нужду если приспичело. Тут вопрос в другом, может нам стоит разогнать мэрию, выгнать огромную часть крохоборов которые ни чего полезного не делают а воруют миллиардами, выбрать нормального мэра управленца который пустит деньги на действительно нужные для города цели и губернатора который откажется от строительства ни кому не нужного 4-го моста, а направит деньги на больницы, садики и школы?. Я вот был не давно в Финляндии (климат кстати такой же как у нас, снега тоже зимой много, по этому не нужно говорить что у нас сибирь и потому велик у нас не актуален) так там рулят велосипеды и все для них продумано, я вот тоже с удовольствием ездил бы на велике или скутере но у нас нет для этого инфраструктуры. Нужно глубже смотреть в корень проблемы так сказать. Для эксперемента выйдите на работу на месяц к ним? Потом расскажите как за 15 000 и работая с раннего утра и до вечера вы будите выглядеть опрятно, в рубашке и с маникюром!

      Вася Пупкин
      11 июл 2019 в 09:43

      Уважаемая Анна, почему так однобоко?
      Видите проблему в кондукторах? Это только отражение общих проблем общества, проявление. Они (общие проблемы общества) и в Вас видны, и в Ваших очерках.
      А вообще, и относиться к людям надо добрее, с любовью и писать также - плевков друг в друга у нас с избытком.